ЗАХВАТ ТЕРРИТОРИИ ТВОРЧЕСТВА
.........................................................
.........................................................
.........................................................
«Однажды
утром я проснулся и понял, что наука идет не туда»63
- так начинается одна из самых нашумевших книг Бартоломея
Коско64 «Fuzzy thinking» - «Нечеткое
мышление». Ее основная идея в том, что два тысячелетия назад человечество
сделало роковую ошибку, заложив в фундамент науки четкую двоичную логику
Аристотеля. И с тех пор классическая «черно-белая» бинарная логика, зажатая
шорами закона «исключенного третьего», все более отдаляется от реального
многоцветного мира, где изначально нет, и не может быть ничего застывшего,
а все самое интересное происходит в туманной области между «да» и «нет».
.........................................................
Со мной то же был такой случай:
Однажды утром я проснулся и понял, что жизнь моя идет не туда, что я не
являюсь хозяином той «зачарованной» игры, в которую играю. И именно это
открытие является фундаментом всего развернутого в этой книге шоу. Его суть
в следующем: ИНТЕНСИВНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НЕВОЗМОЖНО ЗАЩИТИТЬ ИЗ ПОЗИЦИИ
«ДА» или «НЕТ»!
!!!
Если творческая личность не защищена внутренним переживанием «единства»,
никакая внешняя двойственная структура не защитит его, и внешний мир «утанцует»
этого танцора, несмотря ни на что!
НО!
Если творческая личность сумеет выработать защитный механизм «единства»,
- никакие внешние обстоятельства не смогут поколебать устойчивости его творческого
поиска и самовыражения. В этом случае он составит мощную, уверенную в себе,
пару «танцующей» Вселенной65!
!!!
И что я имею ввиду под защитными механизмами?
Я, имею ввиду - «центр тяжести», или, говоря словами Джона
Лилли66 «центр циклона», в бушующем
окружении которого человек-играющий всегда чувствует себя «дома».
Апеллируя, так же, к системе великого Станиславского, центральной фигурой
которой является самосозидающая потенция «актера-творца»67
, а так же к «психосинтезу» Ассаджиоли, и к «самоактуализированному человеку»
Маслоу68
, я имею ввиду - устойчивость и непоколебимость веры в свои силы, тотальное
бесстрашие и чувство самодостаточности... уверенность в том, что у человека
есть т.н. «сердцевина бытия», и что осознавая свои творческие возможности,
он может самостоятельно писать сценарий своей жизни, и более того, блистательно
реализовывать его в виртуальном пространстве Театра Реальности. .........................................................
Одним словом, кем бы человек не был, «...чтобы
он не делал, где бы он не жил, в силу виртуальности он должен чувствовать
себя в центре мира. Человек может жить своей жизнью и умереть своей смертью
только там, где жизнь его виртуальна, т.е. там, где все центрировано на
нем, там, где он может сам строить свою жизнь, - это и будет его родиной.
Там же, где он находиться на обеспечении чьем-то, - там его тюрьма, даже
если клетка золотая» 69!
!!!
Вспыхнув осознанием этого, и оглянувшись на положение себя-человека-играющего
в современном мире, что мы увидим? Мы увидим «беговую дорожку по кольцу»,
на дистанции которой, все наши счастливые ожидания превращаются в свою противоположность,
в пародию и разочарование, в сгусток душевных травм и нерешенных проблем,
которые мы стремимся «заесть» шоколадом, залить вином или «обкурить»...
........................................................
Мы увидим что, на этой, растянутой на века, мелкой «ярмарке тщеславия» бесконечно
дублируется одна и та же схема, в обстоятельствах которой, наше искреннее
устремление к любви и творчеству попадает в ловушку узких и тотально безвыходных
состояний: обиды, гнева, ревности, вожделения, страха и т.д. и т.п.
.........................................................
Этот бесконтрольный процесс можно определить как – ТЕХНОЛОГИЮ КРИЗИСА, и
он приводит только к одному - к последовательному выхолащиванию смысла любви,
и вообще, какой бы то ни было творческой активности, к бездействию и депрессии...
и, как следствие - к «творческой импотенции».
.........................................................
Здесь, хочу сразу же уточнить: СОСТОЯНИЕ ДЕПРЕССИИ - ЭТО НЕВЕЖЕСТВО!
!!!
Еще и еще раз: ДЕПРЕССИЯ - ЭТО НЕВЕЖЕСТВО! ГЛУПОСТЬ! ОТСУТСТВИЕ ЯСНОСТИ!
!!!
Знание о том, что: «...невозможно
достичь любви, не достигнув контроля над нашим внутренним миром при помощи
духовной эволюции...»70 испокон
веков, является общим местом. И это означает, что всё, и во всём, требует
традиции, развития, культуры, дисциплины! «Без
духовной эволюции человек способен только на имитацию любви, (читай творчества)
на исполнение печальной пародии, несущей одно только разочарование» 71
.........................................................
.........................................................
Теперь еще и еще раз посмотрим вокруг, и прислушаемся к тому, что говорят,
сидя в своих гриммерках, мыслящие и несомненно талантливые представители
нашей профессии, независимо от того успешны они или нет. Цитируя Маслоу,
99% из них находятся «...под
давлением нигилизма и ощущения бессмысленности жизни, цинизма и недоверия
к другим людям, отсутствия ценностей и безнадежного отношения к будущему...»72
Это означает, что большинство из нас не знают не только того, ЗАЧЕМ мы изо
дня в день продолжаем выходить на сцену, но и того, ЗАЧЕМ мы живем!
!!!
Вот небольшой отрывок из интервью с сорокадвухлетним Мухаммедом Али: «Посмотрите
на меня. Посмотрите на это лицо. Его знали во всем мире. Мне в буквальном
смысле аплодировал миллиард людей. И сегодня я чувствую себя каким-то грязным,
потому что я не знаю, что сделать, чтобы вновь зазвучали аплодисменты!»73
Платон, Ницше, Ясперс, и многие другие, любили и до сих пор любят жесточайшим
образом рыхлить тему о человеке-марионетке в руках забавляющегося Бога.
Но в финале, почему-то, всегда страдание и боль сломанной и всеми забытой
игрушки. Наигрался. Разве это не узнаваемо?
!!!
- ВЫВОД:
Психическое здоровье человека-играющего невозможно без ЗАЩИЩАЮЩЕЙ, психологической
среды, в которой центральное положение занимает ЖИВОЙ МИФ! «Миф,
благодаря которому бытие приобретает смысл... давая ответы на актуальные
вопросы бытия...»74 МИФ, позволяющий
обнаружить в себе глубокую уверенность в том, что артистические возможности
Ума намного богаче, чем могут показаться на первый взгляд. Что мы не марионетки
в руках внешних, да же самых жестких обстоятельств; что в нас скрыта уникальная
творческая сила, способная создавать ту реальность, какая необходима для
нашего самораскрытия и реализации.
И это осознание приводит нас к глубокой внутренней потребности в гораздо
более значительном «ринге», чем мы да же можем себе вообразить. Это означает
обретение мотивации - подключить себя к главному источнику тока, при котором
единственно приемлемым «выходом на бис» для нас станет - освобождение от
нашей личностной (личиночной) потребности в признании!
!!!
И тогда, как писал в середине прошлого века великий Михаил Чехов: «...неуверенность
в себе, страх, растерянность и чувство напряжения, бесцельное мельтешение
и беспомощные поиски «высших» авторитетов - все эти кошмары, раздирающие
сознание современного актера, исчезнут навсегда»75
И это первое! Второе, - словами неумолимого Константина Сергеевича, - «…человек
сам, и только сам придает своей жизни необходимую полноту» 76,
ибо «...мы
рождаемся дважды: один раз - для жизни, второй раз - для творчества и любви»77
Или, говоря словами великого сумасброда: «У
кого есть ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК»78
!
.........................................................
Еще раз: человек-играющий только за счет своих собственных усилий способен
«...дать
миру его объективное бытие - без этого, он так и уйдет в глубочайшую ночь
небытия не услышанным и не увиденным...»79
И это означает, что если сейчас, в культуре вдруг оборвутся все возможные
связи между прошлым и настоящим, то начаться заново все сможет только с
мифологии.
.........................................................
Итак, нам требуется мифологический ренессанс!
!!!
И это же, касается и профессии:
- ОНА НУЖДАЕТСЯ В СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МИФОЛОГИИ!
!!!
И это следует повторить еще и еще раз:
- ОНА НУЖДАЕТСЯ В СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МИФОЛОГИИ!
- В СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МИФОЛОГИИ!
- В СВОЕЙ МИФОЛОГИИ!
- В МИФОЛОГИИ!
!!! АРТИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Как же к ней подступиться?
.........................................................
.........................................................
Общеизвестно, что «...ряд
людей в истории цивилизации пришли к выводу, что между этим миром и нашим
представлением о нем существует непреодолимое различие. Карта не есть
территория. Каждый из нас создает свою репрезентативную «карту» мира,
в котором обитает. То есть, некую «карту-отображение» или модель, которую
использует, решая как поступать. И именно эта «карта» во многом определяет,
насколько успешно мы сумеем постигать этот мир, и какие возможности будут
нам доступны...» 80
.........................................................
И как же выглядят эти «карты реальности»?
???
Это зависит от того, «…какие
символы видят те, кто заглядывает в этот гигантский «ведьмин котел» под
названием «мир», а также от того, насколько им удается убедить других
участников «шабаша реальности» в действительности увиденного»81
.........................................................
Проведя довольно много времени в изучении самых разнообразных «карт»,
и пройдя сквозь множество практических схем, среди которых самое почетное
место, в моем персональном «спектакле жизни» занимает Алмазный Путь тибетского
буддизма, в контексте профессии, я, все же, остановился на символах Алхимии.
И почему?
Потому что, перефразируя великого эксцентрика, - с
помощью театра надо делать золото82!
!!!
История алхимии и метафоризм ее языка, явились максимально удобным средством
для того, чтобы описать процессы происходящие на территории моего Ума83.
Ведь, - «...алхимия,
не что иное, как театральная постановка, в которой участвуют исключительно
театральные персонажи»84 !
И, здесь, «ступая след в след» за великим Арто, я дерзнул сконцентрировать
свои профессиональные взгляды, в основном, вокруг ее образности.
«И
действительно, алхимические фигуры воплощают одновременно и миф, и человека.
Будя воображение зрителя, они устанавливают равновесие - случайное единство
- между миром и делателем. И можно подумать, что любой настоящий творец
неминуемо проходит через горнила алхимии» 85
.........................................................
.........................................................
Итак, символы Алхимии – мифологичны!
А ткань мифа, как известно, ткется из двух нитей: неба и земли; божественного
и человеческого начал. Это так, «...ибо
в мифах люди встречаются с богами»86
Чуть точнее: миф - это «...перенос
или переход эго из временной, человеческой жизни в вечную, архетипическую»87
И еще точнее: миф - являет собой «...максимальное
приближение к абсолютной истине, которую нельзя выразить словами»88
.........................................................
Леви-Стросс говорит об этом так: «Мифологическое
мышление как бы очищает отдельные реальные события от историчности, лишает
их конкретности, поднимает на высоту, для которой время не существует.
Сила и убедительность мифа заключаются в неутилитарности и свободе, с
которыми человеческое мышление постигает глубочайшие отношения Вселенной
и человека...» 89
.........................................................
У Мирча Элиады можно найти много этнографических примеров иллюстрирующих
этот процесс. Вот один из них: «...в
Новой Гвинее множество мифов посвящено длительным мореплаваниям... и для
современных мореплавателей они служат своеобразными моделями. Капитан,
выходящий в море, воплощает мифического героя Аори. Он надевает костюм,
подобный тому, что по мифу носил Аори, у него такое же зачерченное лицо...
Он исполняет танец на лодке и раскидывает руки так, как расправлял Аори
свои крылья... И когда он стреляет из лука, он не вымаливает милости и
помощи этого мифического героя: он отождествляет себя с ним»90
Одним словом: «Одень
маску, тогда боги примут тебя за своего, и снизойдут до беседы» 91
.........................................................
Суть подобных примеров в следующем: каждое воспроизведение себя в форме
божества, дает человеку возможность «...преобразовать
свое существование, уподобить его божественному образцу. Именно благодаря
этому «вечному возврату» к истокам священного, собственное существование
представляется человеку защищенным от небытия и смерти»92
Что, собственно, и следует определить как творчество, необходимым условием
которого «...является
метафизическое чувство, реализуемое вовне. Художественным выражением которого,
становиться Чистая Форма, понимаемая как конструкция, в которой множество
элементов представлено в виде единства, не объяснимого ни логически, ни
психологически» 93
.........................................................
Рудольф Штейнер и Михаил Чехов приводят следующий интересный пример, говоря
от имени венского актера, Левинского: «Я
ничего не мог бы достичь как актер, если бы появлялся на сцене таким,
каков я есть в действительности: маленьким, горбатым, со скрипучим голосом
и безобразным лицом... Но я помог себе в этом: я появляюсь на сцене как
три человека. Один - маленький, горбатый, уродливый; другой - идеальный,
чисто духовный, находящийся вне горбатого, уродливого, его я всегда должен
иметь перед собой; и, наконец, в качестве третьего... так я, вместе со
вторым играю на горбатом, уродливом и скрипучем»94
.........................................................
У меня на эту тему тоже есть история:
Мне было около семи лет, и я ужасно не любил холодную воду. И так сложилось,
что в компании своих друзей, (на дворе был конец апреля), я оказался на
озере, в ситуации восторженного мальчишеского желания купаться... и все
уже давно плескались... только я один ходил около кромки воды, испытывая
ужасное томление от необходимости адаптировать температуру своего тела
к температуре апрельской воды. И вдруг на меня нашло. Неожиданно для себя
я представил себя старым «морским волком», загорелое, мощное тело которого
было все испещрено наколками и шрамами, полученными в боях. Потрепав волосатую
грудь большой, шершавой ладонью, с легким, циничным прищуром этот монстр
вошел в воду и поплыл, даже не почувствовав ожога ледяной воды...
В это мгновение я был Богом.
.........................................................
Вывод из всего выше сказанного: мир человека-играющего не полноценен без
закругления себя в «мифологическом образе жизни и творчества»; дело человека-играющего
«не закруглено» без мифического обобщения; отношения мужчины и женщины
- зыбки и конечны без осмысления себя в мифе; смерть же - ужасна и пугающе
омерзительна... и т.д. и т.п.
.........................................................
.........................................................
И еще раз:
Человек-играющий сам и только сам, за счет неутомимых творческих усилий,
соединяя в одно целое то, что есть, и то, что может быть, формирует «смыслы»
и «образы», как жизненные, так и профессиональные, помогающие ему «...найти
свое неотъемлемое место в великом процессе Бытия»95
.........................................................
Но для того, что бы войти в эту полную динамики и непредсказуемых преображений
игру, в которой, по словам великолепного Тимоти Лири, «…ты можешь стать
всем, чем захочешь…», надо прежде составить хотя бы общее представление
о том, откуда мы начинаем.
.........................................................
.........................................................
Итак, где мы находимся?
ЭВОЛЮЦИОННАЯ
ДИНАМИКА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 96
.........................................................
.........................................................
Считается, что в течении всей своей жизни, мыслящее существо должно пройти
те же стадии, какие были пройдены до него человечеством в целом.
И более того, в его сознании, в сжатом состоянии, храниться потенция всего
будущего развития человечества, что бесспорно, не лишено оснований. В итоге,
здесь и сейчас, «…каждый
получает такого себя, какого заслуживает»97
Разберемся с этим.
.........................................................
Начнем с того, что развернем карту Эволюционной динамики творческой личности.
Посмотрите, вот сюда. Здесь нам три года. Считается, что к трем годам мы
уже овладели реальностью тела. К этому времени, речь, и управление своей
физиологией уже перестали быть для нас проблемой.
.........................................................
После трех лет началось активное овладение элементами реальности сознания.
Окончательно, эта реальность была сформирована, примерно, к 7-ми годам.
То есть, в 7 лет мы уже были сознательным существом, и до 11-13 лет лишь
совершенствовали владение этой сферой.
.........................................................
К 13-14 годам возник феномен реальности личности. Именно в 13-14 лет у нас
появилось критическое отношение к другим. Например, мы по-прежнему воспринимали
поведение взрослых как значимое, но были уже способны негативно или позитивно
к ним относиться.
.........................................................
К 16-17 годам мы уже достаточно хорошо овладели реальностью личности и были
способны на отстранение от позиции другого человека. Возникла реальность
воли. Благодаря ей мы стали способными сами определять и реализовывать поставленные
перед собой, как личностью, задачи.
.........................................................
Примерно к 21-23 годам, мы полностью освоили реальность воли, и уже хорошо
отличали свою собственную волю от чужой. Окончательно сформировалась, так
же, способность «сознательного целепологания».
......................................................... Затем,
если в силу тех или иных обстоятельств мы не остановились в своем развитии,
примерно к 25 годам все вышеперечисленные реальности были освоены нами в
полной мере, и так, на сцене Театра Мира появился взрослый ребенок. Он уже
достаточно самостоятелен, но с точки зрения ИГРЫ не до конца «выпечен».
И что это означает?
Это означает, что все вышесказанное имеет отношение только к внешнему уровню
Театра Реальности, т.е. – к уровню роли.
Еще раз:
- ВСЕ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЕ ТОЛЬКО К УРОВНЮ
РОЛИ!
!!!
Далее, с 28 и до, примерно, 33 лет мы сталкиваемся с опытом, который демонстрирует
нам реальность, относящуюся уже к уровню духовного измерения - так называемую
реальность внутреннего мира. Этот опыт влечет нас к возможности творить
себя по образу и подобию некоего независимого, внутреннего идеала. И в этом
удивительном процессе легко узнать пробуждение великой творческой силы в
нас, т.е. пробуждение актера!
!!!
Внешне, его появление, чаще всего выглядит как потеря, т.е. процесс знакомства
может быть окрашен, да же, в разрушительные, пугающие, темных цветов тона,
но вместе с тем, именно в этот период, в нашем сознании зарождаются первые
сомнения в правильности тех законов и принципов, на которые опиралось прошлое
восприятие жизненных процессов.
.........................................................
Повторим в грубом стиле: до 3-х лет мы осваиваем реальность формы; до 7-ми
- реальность сознания; с 13 до 17-ти - реальность личности; с 17 до 21 -
реальность воли; затем все соединяется в одно, являя миру взрослого ребенка
(что в ИГРЕ, я называю окончательным формированием роли); и с 28 до 33 лет
в нас формируется реальность внутреннего пространства, (в ИГРЕ, уровень
актера); но и это, как мы уже догадываемся, еще не все...
Что же дальше? ИСКУССТВЕННАЯ
ПРОЛОНГАЦИЯ РАЗВИТИЯ
Можно сказать, что в среднем, дистанция нашего официального образования,
приходиться примерно на период с 18 до 23 лет. И в 26-29, (опять же, если
мы не останавливаемся на достигнутом), мы сталкиваемся с кризисом сформированного
ранее мировидения.
.........................................................
Опыт внутренней реальности, пробуждающийся на рубеже 26-30-ти лет, взывает
к росту, и как следствие, к углублению или даже переоценке как профессиональных,
так и жизненных ценностей, к поиску новых, независимых форм мировосприятия.
.........................................................
Затем, на период примерно с 30 до 35 лет приходится этап, связанный с
поиском и освоением знаний способных объяснить, методологически обобщить
и защитить опыт нового измерения. И, наконец, примерно к 36-37 годам это
новое измерение окончательно формируется, т.е. к этому времени, творческая
личность может назвать себя способной к выражению независимого видения
мира. И именно в этот период жизни, основная когорта Нобелевских лауреатов
привносит в мир обновленное видение98.
.........................................................
.........................................................
Шри Ауробиндо говорит об этом так: «Духовная
эволюция подчиняется логике последовательного развертывания; она может
совершать новый решающий шаг, лишь когда в достаточной мере преодолена
предыдущая ступень: даже если сознание при резком подъеме может пропускать
или перескакивать определенные незначительные стадии, ему приходиться
возвращаться, чтобы убедиться, что пройденная территория надежно присоединена
к новому состоянию. Таким образом, более высокая скорость (которая действительно
возможна) не устраняет сами шаги или необходимость их последовательного
проживания и преодоления»99
Одним словом, в контексте Алхимии Игры, как и в контексте Алмазного Подхода
Хамида
Али100 «…развитие
эго и духовная трансформация образуют один объединенный процесс человеческой
эволюции… Внутренняя эволюция идет от рождения, через развитие эго, к
реализации Личной Сущности»101
.........................................................
Дальнейший рост уже невозможно подогнать под возрастные
категории да же приблизительно, он зависит от качеств самой творческой
личности. Но, основное направление этого развития, с моей точки зрения,
сводится к следующему: после периода освоения новой системы знаний наступает
этап потенциальный к узнаванию - ПУСТОТНОЙ ПРИРОДЫ РЕАЛЬНОСТИ!
!!!
То есть, – К УЗНАВАНИЮ ПОТЕНЦИИ ЗРИТЕЛЯ!
!!!
Не сложно предположить, что взгляд с этого уровня, характеризуется выходом,
за пределы какого бы то ни было профессионального знания вообще, то есть
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООСВОБОЖДЕНИЕМ!
!!!
Но, и здесь требуется ваше особое внимание, - прежде чем мы сможем превзойти
ограниченные формы своего эго, нам нужно его развить, и более того, довести
до крайней степени зрелости. Говоря словами Джека Энглера: «Нужно
стать кем-то, прежде чем вы сможете стать никем»102
.........................................................
.........................................................
Испытывая очень нежное чувство к этому высказыванию, мне хотелось бы повторить
его еще раз: НУЖНО СТАТЬ КЕМ-ТО, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЫ СМОЖЕТЕ СТАТЬ НИКЕМ!
!!!
Подведем черту:
От ребенка семи лет трудно требовать ответственности 25-ти летней личности,
точно так же, как от человека остановившегося в своем развитии на уровне
реальности воли (17-21) трудно требовать понимания идей касающихся уровня
проникновения в пустотную природу происходящего. Таким образом, картография
возрастного потенциала усвояемости идей о природе реальности играет важную
роль в оценке критерия профессионального мастерства. И если мы еще не
готовы воспринять качество некоторых идей, это еще не означает что они
- бесполезная игра Ума. Исходя из этого, и апеллируя к тому, что клетки
мозга человека-играющего используются максимум на 3-5%, а так же к тому,
что о творческом потенциале, упакованном в двух его полушариях ему чаще
всего ничего не известно, данная система взглядов, фокусирует наше внимание,
прежде всего на сфере искусственного, пролонгированного развития.
Это означает, что она обобщает опыт, возникающий в переломном промежутке
между 26-33 годами и далее, помогая оформить, защитить и утвердить новое,
зрелое и независимое видение индивидуальных профессиональных возможностей.
В итоге, в результате последовательного развертывания реальностей: роли,
актера и зрителя; их взаимопроникновения и совместной слаженной работы,
возникает уникальная перспектива использовать для своей реализации все
потенциальное богатство Театра Реальности.
.........................................................
.........................................................
Итак, каждый из нас потенциален к нескольким уровням знания!
!!!
«Это,
представляющий естественный ход эволюции, спиральный процесс, благодаря
которому реализуется не только человек, но и космос в целом. Так, в ранние
дни человечества, как и в детстве каждого индивидуума, не было разделения
на себя и внешний мир до тех пор, пока мы индивидуально или как раса не
стали самосознающими. Затем, в результате последовательных витков, наше
индивидуальное эго кристаллизовалось, и мы обнаружили себя как субъектов,
отделенных от мира, которые стали объектами нашего же собственного пристального
взгляда. И так как мы стали внимательно наблюдать, исследовать, то континуум
стал распадается на «вещи». В свою очередь, каждая из этих вещей стала
разветвляться на множество других вещей, которые в свою очередь, на еще
большее количество, пока континуум не развился в иерархию. Дальнейшей
ступенью, будет интуитивное знание или озарение, посредством которого
субъект и объект снова станут одним. В общих выражениях это возвращение
в континуум включает в себя не только потребность в новом языке, подобно
тому, который пытаются развить физики, но и то, что этот аналитический
и количественный мир сам спирально поднимается к новой простоте. (…) Так,
крайность дифференциации индивидуального сознания ведет обратно к Тотальности»103
И здесь крайне показательным будет образ алхимического Феникса, бесстрашно
сжигающего свои старые формы, ради обретения новых104.
.........................................................
Уильям Блейк, говорит об этой трансформации так: «Внезапно,
без предупреждения, у меня возникло ощущение поглощенности пламенем, ощущение
того, что весь я, и разум мой заполнились облаком или дымкой розового
цвета»105 ; Данте заявляет,
что был превращен подобным переживанием «…из человека в Бога»; Яков Бёме
вторит им: «Земного языка недостаточно чтобы описать все то радостное,
счастливое и прекрасное, чем полнятся внутренние чудеса Бога»; Илаханем
восклицает: «Сандосиам, Сандосиам Эппотам!» – «Радость, везде радость!»
Эдвард Карпентер: «Глубокий, глубокий океан радости внутри»; Уолт Уитмен:
«Я
доволен – я вижу, танцую, смеюсь, пою... Я странствую, изумляясь своему
собственному свету и ликованию! Я пою, для тебя, о, смерть!»106
.........................................................
Здесь, интересно так же вспомнить канадского психиатра Ричарда
М. Бака107 , который назвал
способность человека к прорыву в новое измерение, обретением Космического
Сознания. «Новый опыт, - пишет Бак, - кажется даже более реальным, чем
тот, которому человек научился в простом самосознании. Присутствующая
иллюзия овладевает умом так же сильно, как действительные факты». Герхард
Дорн созвучен ему: «…так он (человек) придет к тому, чтобы своим внутренним
взором (okulis mentabilis) увидеть несчетные искры, сверкающие день ото
дня все сильнее и сильнее и переходящие в яркий свет»!
!!!
И еще раз из позднего Уитмена: «Радость
в экстазе жизни: достаточно просто быть! Достаточно просто дышать! Радость,
Радость! Всюду радость!»108
!!!
|