***
III


  Я больше уже не человек,
я ищу другой образ.

Doug Wright62


ЗАХВАТ ТЕРРИТОРИИ ТВОРЧЕСТВА
.........................................................
.........................................................
.........................................................
«Однажды утром я проснулся и понял, что наука идет не туда»63 - так начинается одна из самых нашумевших книг Бартоломея Коско64 «Fuzzy thinking» - «Нечеткое мышление». Ее основная идея в том, что два тысячелетия назад человечество сделало роковую ошибку, заложив в фундамент науки четкую двоичную логику Аристотеля. И с тех пор классическая «черно-белая» бинарная логика, зажатая шорами закона «исключенного третьего», все более отдаляется от реального многоцветного мира, где изначально нет, и не может быть ничего застывшего, а все самое интересное происходит в туманной области между «да» и «нет».
.........................................................
Со мной то же был такой случай:
Однажды утром я проснулся и понял, что жизнь моя идет не туда, что я не являюсь хозяином той «зачарованной» игры, в которую играю. И именно это открытие является фундаментом всего развернутого в этой книге шоу. Его суть в следующем: ИНТЕНСИВНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НЕВОЗМОЖНО ЗАЩИТИТЬ ИЗ ПОЗИЦИИ «ДА» или «НЕТ»!
!!!
Если творческая личность не защищена внутренним переживанием «единства», никакая внешняя двойственная структура не защитит его, и внешний мир «утанцует» этого танцора, несмотря ни на что!
НО!
Если творческая личность сумеет выработать защитный механизм «единства», - никакие внешние обстоятельства не смогут поколебать устойчивости его творческого поиска и самовыражения. В этом случае он составит мощную, уверенную в себе, пару «танцующей»
Вселенной65!
!!!
И что я имею ввиду под защитными механизмами?
Я, имею ввиду - «центр тяжести», или, говоря словами
Джона Лилли66 «центр циклона», в бушующем окружении которого человек-играющий всегда чувствует себя «дома».
Апеллируя, так же, к системе великого Станиславского, центральной фигурой которой является самосозидающая потенция
«актера-творца»67 , а так же к «психосинтезу» Ассаджиоли, и к «самоактуализированному человеку» Маслоу68 , я имею ввиду - устойчивость и непоколебимость веры в свои силы, тотальное бесстрашие и чувство самодостаточности... уверенность в том, что у человека есть т.н. «сердцевина бытия», и что осознавая свои творческие возможности, он может самостоятельно писать сценарий своей жизни, и более того, блистательно реализовывать его в виртуальном пространстве Театра Реальности. .........................................................
Одним словом, кем бы человек не был, «...чтобы он не делал, где бы он не жил, в силу виртуальности он должен чувствовать себя в центре мира. Человек может жить своей жизнью и умереть своей смертью только там, где жизнь его виртуальна, т.е. там, где все центрировано на нем, там, где он может сам строить свою жизнь, - это и будет его родиной. Там же, где он находиться на обеспечении чьем-то, - там его тюрьма, даже если клетка золотая» 69!
!!!
Вспыхнув осознанием этого, и оглянувшись на положение себя-человека-играющего в современном мире, что мы увидим? Мы увидим «беговую дорожку по кольцу», на дистанции которой, все наши счастливые ожидания превращаются в свою противоположность, в пародию и разочарование, в сгусток душевных травм и нерешенных проблем, которые мы стремимся «заесть» шоколадом, залить вином или «обкурить»...
........................................................
Мы увидим что, на этой, растянутой на века, мелкой «ярмарке тщеславия» бесконечно дублируется одна и та же схема, в обстоятельствах которой, наше искреннее устремление к любви и творчеству попадает в ловушку узких и тотально безвыходных состояний: обиды, гнева, ревности, вожделения, страха и т.д. и т.п.
.........................................................
Этот бесконтрольный процесс можно определить как – ТЕХНОЛОГИЮ КРИЗИСА, и он приводит только к одному - к последовательному выхолащиванию смысла любви, и вообще, какой бы то ни было творческой активности, к бездействию и депрессии... и, как следствие - к «творческой импотенции».
.........................................................
Здесь, хочу сразу же уточнить: СОСТОЯНИЕ ДЕПРЕССИИ - ЭТО НЕВЕЖЕСТВО!
!!!
Еще и еще раз: ДЕПРЕССИЯ - ЭТО НЕВЕЖЕСТВО! ГЛУПОСТЬ! ОТСУТСТВИЕ ЯСНОСТИ!
!!!
Знание о том, что:
«...невозможно достичь любви, не достигнув контроля над нашим внутренним миром при помощи духовной эволюции...»70 испокон веков, является общим местом. И это означает, что всё, и во всём, требует традиции, развития, культуры, дисциплины! «Без духовной эволюции человек способен только на имитацию любви, (читай творчества) на исполнение печальной пародии, несущей одно только разочарование» 71
.........................................................
.........................................................
Теперь еще и еще раз посмотрим вокруг, и прислушаемся к тому, что говорят, сидя в своих гриммерках, мыслящие и несомненно талантливые представители нашей профессии, независимо от того успешны они или нет. Цитируя Маслоу, 99% из них находятся
«...под давлением нигилизма и ощущения бессмысленности жизни, цинизма и недоверия к другим людям, отсутствия ценностей и безнадежного отношения к будущему...»72 Это означает, что большинство из нас не знают не только того, ЗАЧЕМ мы изо дня в день продолжаем выходить на сцену, но и того, ЗАЧЕМ мы живем!
!!!
Вот небольшой отрывок из интервью с сорокадвухлетним Мухаммедом Али:
«Посмотрите на меня. Посмотрите на это лицо. Его знали во всем мире. Мне в буквальном смысле аплодировал миллиард людей. И сегодня я чувствую себя каким-то грязным, потому что я не знаю, что сделать, чтобы вновь зазвучали аплодисменты!»73 Платон, Ницше, Ясперс, и многие другие, любили и до сих пор любят жесточайшим образом рыхлить тему о человеке-марионетке в руках забавляющегося Бога. Но в финале, почему-то, всегда страдание и боль сломанной и всеми забытой игрушки. Наигрался. Разве это не узнаваемо?
!!!
- ВЫВОД:
Психическое здоровье человека-играющего невозможно без ЗАЩИЩАЮЩЕЙ, психологической среды, в которой центральное положение занимает ЖИВОЙ МИФ!
«Миф, благодаря которому бытие приобретает смысл... давая ответы на актуальные вопросы бытия...»74 МИФ, позволяющий обнаружить в себе глубокую уверенность в том, что артистические возможности Ума намного богаче, чем могут показаться на первый взгляд. Что мы не марионетки в руках внешних, да же самых жестких обстоятельств; что в нас скрыта уникальная творческая сила, способная создавать ту реальность, какая необходима для нашего самораскрытия и реализации.
И это осознание приводит нас к глубокой внутренней потребности в гораздо более значительном «ринге», чем мы да же можем себе вообразить. Это означает обретение мотивации - подключить себя к главному источнику тока, при котором единственно приемлемым «выходом на бис» для нас станет - освобождение от нашей личностной (личиночной) потребности в признании!
!!!
И тогда, как писал в середине прошлого века великий Михаил Чехов:
«...неуверенность в себе, страх, растерянность и чувство напряжения, бесцельное мельтешение и беспомощные поиски «высших» авторитетов - все эти кошмары, раздирающие сознание современного актера, исчезнут навсегда»75 И это первое! Второе, - словами неумолимого Константина Сергеевича, - «…человек сам, и только сам придает своей жизни необходимую полноту» 76, ибо «...мы рождаемся дважды: один раз - для жизни, второй раз - для творчества и любви»77 Или, говоря словами великого сумасброда: «У кого есть ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК»78 !
.........................................................
Еще раз: человек-играющий только за счет своих собственных усилий способен
«...дать миру его объективное бытие - без этого, он так и уйдет в глубочайшую ночь небытия не услышанным и не увиденным...»79
И это означает, что если сейчас, в культуре вдруг оборвутся все возможные связи между прошлым и настоящим, то начаться заново все сможет только с мифологии.
.........................................................
Итак, нам требуется мифологический ренессанс!
!!!
И это же, касается и профессии:
- ОНА НУЖДАЕТСЯ В СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МИФОЛОГИИ!
!!!
И это следует повторить еще и еще раз:
- ОНА НУЖДАЕТСЯ В СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МИФОЛОГИИ!
- В СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ МИФОЛОГИИ!
- В СВОЕЙ МИФОЛОГИИ!
- В МИФОЛОГИИ!
!!!

АРТИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Как же к ней подступиться?
.........................................................
.........................................................
Общеизвестно, что
«...ряд людей в истории цивилизации пришли к выводу, что между этим миром и нашим представлением о нем существует непреодолимое различие. Карта не есть территория. Каждый из нас создает свою репрезентативную «карту» мира, в котором обитает. То есть, некую «карту-отображение» или модель, которую использует, решая как поступать. И именно эта «карта» во многом определяет, насколько успешно мы сумеем постигать этот мир, и какие возможности будут нам доступны...» 80
.........................................................
И как же выглядят эти «карты реальности»?
???
Это зависит от того,
«…какие символы видят те, кто заглядывает в этот гигантский «ведьмин котел» под названием «мир», а также от того, насколько им удается убедить других участников «шабаша реальности» в действительности увиденного»81
.........................................................
Проведя довольно много времени в изучении самых разнообразных «карт», и пройдя сквозь множество практических схем, среди которых самое почетное место, в моем персональном «спектакле жизни» занимает Алмазный Путь тибетского буддизма, в контексте профессии, я, все же, остановился на символах Алхимии.
И почему?
Потому что, перефразируя великого эксцентрика, -
с помощью театра надо делать золото82!
!!!
История алхимии и метафоризм ее языка, явились максимально удобным средством для того, чтобы описать процессы происходящие на территории моего
Ума83. Ведь, - «...алхимия, не что иное, как театральная постановка, в которой участвуют исключительно театральные персонажи»84 ! И, здесь, «ступая след в след» за великим Арто, я дерзнул сконцентрировать свои профессиональные взгляды, в основном, вокруг ее образности.
«И действительно, алхимические фигуры воплощают одновременно и миф, и человека. Будя воображение зрителя, они устанавливают равновесие - случайное единство - между миром и делателем. И можно подумать, что любой настоящий творец неминуемо проходит через горнила алхимии» 85
.........................................................
.........................................................
Итак, символы Алхимии – мифологичны!
А ткань мифа, как известно, ткется из двух нитей: неба и земли; божественного и человеческого начал. Это так,
«...ибо в мифах люди встречаются с богами»86 Чуть точнее: миф - это «...перенос или переход эго из временной, человеческой жизни в вечную, архетипическую»87 И еще точнее: миф - являет собой «...максимальное приближение к абсолютной истине, которую нельзя выразить словами»88
.........................................................
Леви-Стросс говорит об этом так:
«Мифологическое мышление как бы очищает отдельные реальные события от историчности, лишает их конкретности, поднимает на высоту, для которой время не существует. Сила и убедительность мифа заключаются в неутилитарности и свободе, с которыми человеческое мышление постигает глубочайшие отношения Вселенной и человека...» 89
.........................................................
У Мирча Элиады можно найти много этнографических примеров иллюстрирующих этот процесс. Вот один из них:
«...в Новой Гвинее множество мифов посвящено длительным мореплаваниям... и для современных мореплавателей они служат своеобразными моделями. Капитан, выходящий в море, воплощает мифического героя Аори. Он надевает костюм, подобный тому, что по мифу носил Аори, у него такое же зачерченное лицо... Он исполняет танец на лодке и раскидывает руки так, как расправлял Аори свои крылья... И когда он стреляет из лука, он не вымаливает милости и помощи этого мифического героя: он отождествляет себя с ним»90 Одним словом: «Одень маску, тогда боги примут тебя за своего, и снизойдут до беседы» 91
.........................................................
Суть подобных примеров в следующем: каждое воспроизведение себя в форме божества, дает человеку возможность
«...преобразовать свое существование, уподобить его божественному образцу. Именно благодаря этому «вечному возврату» к истокам священного, собственное существование представляется человеку защищенным от небытия и смерти»92 Что, собственно, и следует определить как творчество, необходимым условием которого «...является метафизическое чувство, реализуемое вовне. Художественным выражением которого, становиться Чистая Форма, понимаемая как конструкция, в которой множество элементов представлено в виде единства, не объяснимого ни логически, ни психологически» 93
.........................................................
Рудольф Штейнер и Михаил Чехов приводят следующий интересный пример, говоря от имени венского актера, Левинского:
«Я ничего не мог бы достичь как актер, если бы появлялся на сцене таким, каков я есть в действительности: маленьким, горбатым, со скрипучим голосом и безобразным лицом... Но я помог себе в этом: я появляюсь на сцене как три человека. Один - маленький, горбатый, уродливый; другой - идеальный, чисто духовный, находящийся вне горбатого, уродливого, его я всегда должен иметь перед собой; и, наконец, в качестве третьего... так я, вместе со вторым играю на горбатом, уродливом и скрипучем»94
.........................................................
У меня на эту тему тоже есть история:
Мне было около семи лет, и я ужасно не любил холодную воду. И так сложилось, что в компании своих друзей, (на дворе был конец апреля), я оказался на озере, в ситуации восторженного мальчишеского желания купаться... и все уже давно плескались... только я один ходил около кромки воды, испытывая ужасное томление от необходимости адаптировать температуру своего тела к температуре апрельской воды. И вдруг на меня нашло. Неожиданно для себя я представил себя старым «морским волком», загорелое, мощное тело которого было все испещрено наколками и шрамами, полученными в боях. Потрепав волосатую грудь большой, шершавой ладонью, с легким, циничным прищуром этот монстр вошел в воду и поплыл, даже не почувствовав ожога ледяной воды...
В это мгновение я был Богом.
.........................................................
Вывод из всего выше сказанного: мир человека-играющего не полноценен без закругления себя в «мифологическом образе жизни и творчества»; дело человека-играющего «не закруглено» без мифического обобщения; отношения мужчины и женщины - зыбки и конечны без осмысления себя в мифе; смерть же - ужасна и пугающе омерзительна... и т.д. и т.п.
.........................................................
.........................................................
И еще раз:
Человек-играющий сам и только сам, за счет неутомимых творческих усилий, соединяя в одно целое то, что есть, и то, что может быть, формирует «смыслы» и «образы», как жизненные, так и профессиональные, помогающие ему
«...найти свое неотъемлемое место в великом процессе Бытия»95
.........................................................
Но для того, что бы войти в эту полную динамики и непредсказуемых преображений игру, в которой, по словам великолепного Тимоти Лири, «…ты можешь стать всем, чем захочешь…», надо прежде составить хотя бы общее представление о том, откуда мы начинаем.
.........................................................
.........................................................
Итак, где мы находимся?

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ДИНАМИКА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 96
.........................................................
.........................................................
Считается, что в течении всей своей жизни, мыслящее существо должно пройти те же стадии, какие были пройдены до него человечеством в целом.
И более того, в его сознании, в сжатом состоянии, храниться потенция всего будущего развития человечества, что бесспорно, не лишено оснований. В итоге, здесь и сейчас,
«…каждый получает такого себя, какого заслуживает»97
Разберемся с этим.
.........................................................
Начнем с того, что развернем карту Эволюционной динамики творческой личности.
Посмотрите, вот сюда. Здесь нам три года. Считается, что к трем годам мы уже овладели реальностью тела. К этому времени, речь, и управление своей физиологией уже перестали быть для нас проблемой.
.........................................................
После трех лет началось активное овладение элементами реальности сознания. Окончательно, эта реальность была сформирована, примерно, к 7-ми годам. То есть, в 7 лет мы уже были сознательным существом, и до 11-13 лет лишь совершенствовали владение этой сферой.
.........................................................
К 13-14 годам возник феномен реальности личности. Именно в 13-14 лет у нас появилось критическое отношение к другим. Например, мы по-прежнему воспринимали поведение взрослых как значимое, но были уже способны негативно или позитивно к ним относиться.
.........................................................
К 16-17 годам мы уже достаточно хорошо овладели реальностью личности и были способны на отстранение от позиции другого человека. Возникла реальность воли. Благодаря ей мы стали способными сами определять и реализовывать поставленные перед собой, как личностью, задачи.
.........................................................
Примерно к 21-23 годам, мы полностью освоили реальность воли, и уже хорошо отличали свою собственную волю от чужой. Окончательно сформировалась, так же, способность «сознательного целепологания».
.........................................................

Затем, если в силу тех или иных обстоятельств мы не остановились в своем развитии, примерно к 25 годам все вышеперечисленные реальности были освоены нами в полной мере, и так, на сцене Театра Мира появился взрослый ребенок. Он уже достаточно самостоятелен, но с точки зрения ИГРЫ не до конца «выпечен».
И что это означает?
Это означает, что все вышесказанное имеет отношение только к внешнему уровню Театра Реальности, т.е. – к уровню роли.
Еще раз:
- ВСЕ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЕ ТОЛЬКО К УРОВНЮ РОЛИ!
!!!
Далее, с 28 и до, примерно, 33 лет мы сталкиваемся с опытом, который демонстрирует нам реальность, относящуюся уже к уровню духовного измерения - так называемую реальность внутреннего мира. Этот опыт влечет нас к возможности творить себя по образу и подобию некоего независимого, внутреннего идеала. И в этом удивительном процессе легко узнать пробуждение великой творческой силы в нас, т.е. пробуждение актера!
!!!
Внешне, его появление, чаще всего выглядит как потеря, т.е. процесс знакомства может быть окрашен, да же, в разрушительные, пугающие, темных цветов тона, но вместе с тем, именно в этот период, в нашем сознании зарождаются первые сомнения в правильности тех законов и принципов, на которые опиралось прошлое восприятие жизненных процессов.
.........................................................
Повторим в грубом стиле: до 3-х лет мы осваиваем реальность формы; до 7-ми - реальность сознания; с 13 до 17-ти - реальность личности; с 17 до 21 - реальность воли; затем все соединяется в одно, являя миру взрослого ребенка (что в ИГРЕ, я называю окончательным формированием роли); и с 28 до 33 лет в нас формируется реальность внутреннего пространства, (в ИГРЕ, уровень актера); но и это, как мы уже догадываемся, еще не все...
Что же дальше?

ИСКУССТВЕННАЯ ПРОЛОНГАЦИЯ РАЗВИТИЯ
Можно сказать, что в среднем, дистанция нашего официального образования, приходиться примерно на период с 18 до 23 лет. И в 26-29, (опять же, если мы не останавливаемся на достигнутом), мы сталкиваемся с кризисом сформированного ранее мировидения.
.........................................................
Опыт внутренней реальности, пробуждающийся на рубеже 26-30-ти лет, взывает к росту, и как следствие, к углублению или даже переоценке как профессиональных, так и жизненных ценностей, к поиску новых, независимых форм мировосприятия.
.........................................................
Затем, на период примерно с 30 до 35 лет приходится этап, связанный с поиском и освоением знаний способных объяснить, методологически обобщить и защитить опыт нового измерения. И, наконец, примерно к 36-37 годам это новое измерение окончательно формируется, т.е. к этому времени, творческая личность может назвать себя способной к выражению независимого видения мира. И именно в этот период жизни, основная когорта Нобелевских лауреатов привносит в мир обновленное видение98.
.........................................................
.........................................................
Шри Ауробиндо говорит об этом так: «Духовная эволюция подчиняется логике последовательного развертывания; она может совершать новый решающий шаг, лишь когда в достаточной мере преодолена предыдущая ступень: даже если сознание при резком подъеме может пропускать или перескакивать определенные незначительные стадии, ему приходиться возвращаться, чтобы убедиться, что пройденная территория надежно присоединена к новому состоянию. Таким образом, более высокая скорость (которая действительно возможна) не устраняет сами шаги или необходимость их последовательного проживания и преодоления»99
Одним словом, в контексте Алхимии Игры, как и в контексте Алмазного Подхода Хамида Али100 «…развитие эго и духовная трансформация образуют один объединенный процесс человеческой эволюции… Внутренняя эволюция идет от рождения, через развитие эго, к реализации Личной Сущности»101
.........................................................
Дальнейший рост уже невозможно подогнать под возрастные категории да же приблизительно, он зависит от качеств самой творческой личности. Но, основное направление этого развития, с моей точки зрения, сводится к следующему: после периода освоения новой системы знаний наступает этап потенциальный к узнаванию - ПУСТОТНОЙ ПРИРОДЫ РЕАЛЬНОСТИ!
!!!
То есть, – К УЗНАВАНИЮ ПОТЕНЦИИ ЗРИТЕЛЯ!
!!!
Не сложно предположить, что взгляд с этого уровня, характеризуется выходом, за пределы какого бы то ни было профессионального знания вообще, то есть - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООСВОБОЖДЕНИЕМ!
!!!
Но, и здесь требуется ваше особое внимание, - прежде чем мы сможем превзойти ограниченные формы своего эго, нам нужно его развить, и более того, довести до крайней степени зрелости. Говоря словами Джека Энглера:
«Нужно стать кем-то, прежде чем вы сможете стать никем»102
.........................................................
.........................................................
Испытывая очень нежное чувство к этому высказыванию, мне хотелось бы повторить его еще раз: НУЖНО СТАТЬ КЕМ-ТО, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЫ СМОЖЕТЕ СТАТЬ НИКЕМ!
!!!
Подведем черту:
От ребенка семи лет трудно требовать ответственности 25-ти летней личности, точно так же, как от человека остановившегося в своем развитии на уровне реальности воли (17-21) трудно требовать понимания идей касающихся уровня проникновения в пустотную природу происходящего. Таким образом, картография возрастного потенциала усвояемости идей о природе реальности играет важную роль в оценке критерия профессионального мастерства. И если мы еще не готовы воспринять качество некоторых идей, это еще не означает что они - бесполезная игра Ума. Исходя из этого, и апеллируя к тому, что клетки мозга человека-играющего используются максимум на 3-5%, а так же к тому, что о творческом потенциале, упакованном в двух его полушариях ему чаще всего ничего не известно, данная система взглядов, фокусирует наше внимание, прежде всего на сфере искусственного, пролонгированного развития.
Это означает, что она обобщает опыт, возникающий в переломном промежутке между 26-33 годами и далее, помогая оформить, защитить и утвердить новое, зрелое и независимое видение индивидуальных профессиональных возможностей. В итоге, в результате последовательного развертывания реальностей: роли, актера и зрителя; их взаимопроникновения и совместной слаженной работы, возникает уникальная перспектива использовать для своей реализации все потенциальное богатство Театра Реальности.
.........................................................
.........................................................
Итак, каждый из нас потенциален к нескольким уровням знания!
!!!
«Это, представляющий естественный ход эволюции, спиральный процесс, благодаря которому реализуется не только человек, но и космос в целом. Так, в ранние дни человечества, как и в детстве каждого индивидуума, не было разделения на себя и внешний мир до тех пор, пока мы индивидуально или как раса не стали самосознающими. Затем, в результате последовательных витков, наше индивидуальное эго кристаллизовалось, и мы обнаружили себя как субъектов, отделенных от мира, которые стали объектами нашего же собственного пристального взгляда. И так как мы стали внимательно наблюдать, исследовать, то континуум стал распадается на «вещи». В свою очередь, каждая из этих вещей стала разветвляться на множество других вещей, которые в свою очередь, на еще большее количество, пока континуум не развился в иерархию. Дальнейшей ступенью, будет интуитивное знание или озарение, посредством которого субъект и объект снова станут одним. В общих выражениях это возвращение в континуум включает в себя не только потребность в новом языке, подобно тому, который пытаются развить физики, но и то, что этот аналитический и количественный мир сам спирально поднимается к новой простоте. (…) Так, крайность дифференциации индивидуального сознания ведет обратно к Тотальности»103 И здесь крайне показательным будет образ алхимического Феникса, бесстрашно сжигающего свои старые формы, ради обретения новых104.
.........................................................
Уильям Блейк, говорит об этой трансформации так:
«Внезапно, без предупреждения, у меня возникло ощущение поглощенности пламенем, ощущение того, что весь я, и разум мой заполнились облаком или дымкой розового цвета»105 ; Данте заявляет, что был превращен подобным переживанием «…из человека в Бога»; Яков Бёме вторит им: «Земного языка недостаточно чтобы описать все то радостное, счастливое и прекрасное, чем полнятся внутренние чудеса Бога»; Илаханем восклицает: «Сандосиам, Сандосиам Эппотам!» – «Радость, везде радость!» Эдвард Карпентер: «Глубокий, глубокий океан радости внутри»; Уолт Уитмен: «Я доволен – я вижу, танцую, смеюсь, пою... Я странствую, изумляясь своему собственному свету и ликованию! Я пою, для тебя, о, смерть!»106
.........................................................
Здесь, интересно так же вспомнить канадского психиатра
Ричарда М. Бака107 , который назвал способность человека к прорыву в новое измерение, обретением Космического Сознания. «Новый опыт, - пишет Бак, - кажется даже более реальным, чем тот, которому человек научился в простом самосознании. Присутствующая иллюзия овладевает умом так же сильно, как действительные факты». Герхард Дорн созвучен ему: «…так он (человек) придет к тому, чтобы своим внутренним взором (okulis mentabilis) увидеть несчетные искры, сверкающие день ото дня все сильнее и сильнее и переходящие в яркий свет»!
!!!
И еще раз из позднего Уитмена:
«Радость в экстазе жизни: достаточно просто быть! Достаточно просто дышать! Радость, Радость! Всюду радость!»108
!!!

 

Используются технологии uCoz