Вы посмотрели "Оркестр" Небольшого Драматического Театра (НДТ)? Какие ощущения? Увиденное вызвало у вас резкое неприятие, непонимание, отвращение или, напротив, ошеломило, восхитило, взволновало до слез? Обе реакции в данном случае совершенно нормальны и закономерны. Странно, если "Оркестр" не вызвал у вас вообще никаких эмоций. Потому что НДТ из разряда тех театров, о чьих спектаклях хочется думать, говорить, спорить...
Немного истории.
Небольшой Драматический Театр родился в 1999 году из выпускного
актёрско-режиссёрского курса Царскосельского филиала СПб Государственной
Академии Театрального Искусства "Интерстудио". "Отцом" театра
стал руководитель курса Лев Эренбург. Выпускной спектакль-трагифарс
"В Мадрид! В Мадрид!" (по пьесе X. Мильяна "Цианистый калий...
с молоком или без?") в буквальном смысле ворвался в театральный
мир Петербурга, довольно жестко поделив люд на тех, кто "за"
и тех, кто "против". "Мадрид" - "игра в Испанию" с круговертью
странных, физически или психически неполноценных персонажей,
чья жизнь производила равно трогательное и брезгливое впечатление.
В "Оркестре" - тоже
"изнанка" жизни. Маленькую пьесу Жана Ануя Эренбург
и его актёры превращает в трехчасовое зрелище, наделив индивидуальной
историей даже самых незначительных персонажей, и сочинив новых.
Эпизоды сочетаются друг с другом по контрасту, лирические
воспоминания сменяются трагическими, за лёгким комизмом следует
фарсовая брутальность. Существование актеров остро, надрывно
- "в ритме чардаш". Их герои - оркестранты - старая
дева и "давалка", несчастная любовница и парализованная
жена, инвалиды, геи, сумасшедшие - они жалки, смешны, отвратительны
и... трогательны. Пациент богадельни Агасфер (С. Уманов) неприятен,
мерзок в своей старости, тем более нелепо и жалко его увлечение
молодой санитаркой (Н. Шапошникова). Но тем пронзительнее
звучит её смех-плач над любовным письмом, тем страшнее его
пляска в огне. В однополой любви Директора заведения мсье
Лебонса (А. Харитоненко) и его друга Мориса (В. Сквирский)
есть что-то отталкивающее, неестественное. Но с каким счастьем,
с какой нежностью они обращаются с воображаемым ребёнком -
мечтой, которой едва ли дано осуществиться. По сути, каждый
персонаж, каждая история - некий парадокс жизни, когда высокое
оборачивается мерзостью, а в уродливом вдруг проступает красота.
В этой парадоксальной гротескности всего сущего - особенность
спектаклей НДТ. Сложно говорить о четкой "системе"
применительно к "Оркестру". Маню,
счастливый безумец, обитающий при оркестре, (В. Демчог) перед
началом действа, захлёбываясь, разыграет перед нами то, чего
мы не увидим: Станиславский, Брехт, Гротовский, Арто... Актёры
НДТ не существуют в этих системах. Они как бы играют в них,
пытаются освоить, соблюдая при этом ироническое отстранение.
Натурализм и условность, фарсовость и сентиментализм, абсурд
и психологическая драма. Актёры НДТ, окончившие Интерстудио
три года назад, продолжают учиться и в профессиональном театре,
словно не в силах отказаться от богатства разных театральных
"языков" во имя какого-то одного. "Оркестр"
в какой-то степени - спектакль о театре. Безумец Маню живёт
театром, болеет им, смеётся над ним и боится его. Но в этой
болезни он счастлив. Ибо в театре заключена огромная сила,
способная, несмотря на жизненные катаклизмы, преображать людей,
дарить им очищение и просветление (благость? потрясение? радость?).
Маша Долматова
вверх
|