Небольшой
Драматический Театр был создан на базе выпускного актерско-режиссерского
курса Царскосельского филиала СПб Государственной Академии
Театрального Искусства "Интерстудио" под руководством Льва
Борисовича Эренбурга. Официально театр зарегистрирован 1 сентября
1999 года. Лев Эренбург - ученик Г. А. Товстоногова, преподавал
на курсе А.И. Кацмана в ЛГИТМИКе. Работал в театре Евгения
Арье (Израиль). В 1991-92гг. преподавал в Молодежной студии
при Национальном театре г. Петрозаводска (бывший Финский Драматический
театр), вел актерский курс при Национальном театре. В настоящий
момент является главным режиссером Небольшого Драматического
Театра. "В Мадрид, в Мадрид!" - дипломная работа
студентов Льва Эренбурга. "Рождение нового театра со
своим языком, эстетикой, философией". Премьера спектакля
состоялась 17 ноября 1999 года. 30 марта 2001 года прошла
премьера спектакля "Оркестр". До сих пор у театра
нет своего помещения, только съемный репетиционный зал, аренда
которого является одной из основных постоянных проблем НДТ.
За время своего существования НДТ участвовал в различных национальных
и международных театральных фестивалях и стал лауреатом различных
театральных премий: "КукАрт-4" (Россия), "КукАрт-5"
- лауреат в номинации "театральный эксперимент";
"Солнцеворот"; "ENCOUNTER-2000" (Чехия,
Брно, международный фестиваль театральных школ) - призы за
лучшие мужскую и женскую роли (Андрей Чуманов, Татьяна Рябоконь);
"To je vychod" (Чехия, Прага, Международный театральный
фестиваль стран восточной Европы); "Рождественский парад"
(2000) - региональный фестиваль, приз "Лучшему спектаклю
фестиваля" - "В Мадрид, в Мадрид!", специальный
диплом Ольге Альбановой за роль Хустины; V Международный фестиваль
"Театр без границ" (Магнитогорск, сентябрь-октябрь
2001) - диплом "за смелость творческого эксперимента";
"Рождественский парад" (2001) - региональный фестиваль,
приз "Лучшему спектаклю фестиваля" - "Оркестр",
приз за лучшую мужскую роль (Вадим Демчог) и т.д.
НДТ активно гастролирует, в частности, в "Центре В. Высоцкого"
в Москве театр каждый месяц собирает аншлаги своими спектаклями
"В Мадрид, в Мадрид!" и "Оркестр". 24
декабря 2001 года, под Новый год, Небольшой Драматический
Театр впервые пробовал свои возможности на большой сцене -
московские гастроли проходили в Театре им. К.С. Станиславского,
зал которого вмещает 600 зрителей. Это явилось очередной ступенью
развития для достаточно молодого театра и, надо сказать, довольно
серьезным испытанием для актеров и режиссера.
Dell'ART сопровождал НДТ в этих необычных гастролях, результатом
которых стал данный материал о театре. Назвать его мы решили
"Под стук колес", потому что интервью с актерами
НДТ было записано именно в поезде, по дороге в Москву, накануне
столь важной для всех них "большой премьеры". Мы
разделили их высказывания на несколько основных тем, которые
были затронуты в нашем разговоре. Высказывания ребят - "взгляд
изнутри" - сопровождаются цитатами из статей, представляющих
"взгляд со стороны". Совпадают ли мнения актеров
о своем театре с мнением критики и зрителей - судить вам.
Да и должны ли они совпадать?..
вверх
О том, какой он - НДТ:
Ольга Альбанова - Семейка такая...
Вадим Демчог - Это, несомненно, явление
в театральном искусстве за последние 10 лет. Без ложной скромности!
Это то, что заслуживает огромного внимания! НДТ определит
направление развития современного театра.
Евгений Карпов - Самое интересное,
что я об этом никогда не задумывался. Я могу сказать только
за себя - на сегодняшний день это единственное место, где
бы я мог заниматься этой профессией, получать от этого колоссальное
удовольствие и видеть для себя смысл жизни.
Светлана Обидина - Мне кажется, что
он состоит из людей, каждый из которых хочет реализоваться,
у которых есть единая цель. Это люди, которые делают то, что
они хотят, общаются с теми, с кем они хотят.
Вероника Демчог - Я думаю, в нем
присутствует шокирующее чувство правды.
Татьяна Рябоконь - Хороший у нас
театр, серьезный, и в то же время забавный. Лев Борисович
называет нас "обезьянником". Это так и есть - любая
тема, если ее бросить среди нас, тут же разминается, все начинают
ликовать, на обезьянник это похоже... и он достаточно дружный.
Вадим Сквирский - Уютный. Я в какой-то
момент почувствовал в нем что-то семейное, кстати, достаточно
поздно, в этом году, на гастролях в Магнитогорске я осознал,
что эти люди мне родные. Я со многими из них вместе уже лет
семь.
Сергей Уманов - Он состоит из людей,
которым хорошо вместе работать. Вот и все.
Хельга Филиппова - Это семья. Семья
со всеми болями, бедами, радостями, которые делятся между
собой. То есть любая боль разделяется всеми. Очень многое
прощается. Выбирать ведь нужно не по достоинствам, а по недостаткам
- если ты с ними можешь смириться, значит, человек тебе подходит.
И у нас, мне кажется, именно такой принцип, когда все мирятся
с чужими недостатками, очень лояльно относятся друг к другу.
Алексей Харитоненко - Мне очень понравилось,
как называли его актеры, которые приходили и смотрели со стороны:
"Театр - мечта актера".
Андрей Чуманов - Это нормальный театр,
пафоса не хочется нагонять. Мне приятно общаться с этими людьми.
Очень многих из них мне приятно видеть каждый день, с ними
у меня сложились очень теплые, приятельские и даже дружеские
отношения. Мне интересен способ их мышления. Не будем говорить
о театре как о состоявшемся организме, а как о догме.
Наталья Шапошникова - Наверное, непредсказуемый,
неизвестно, куда дальше вырулит театр, потому что в творческом
смысле все неожиданно, все непросто, неадекватно. Мы в постоянном
поиске: люди, чувства, отношения между нами...
Мария Шило (администратор НДТ) -
Мне кажется, суть нашего театра сосредоточена в фразе "бороться
и искать, найти и не сдаваться".
Лев Эренбург - Стараемся, чтоб был
живой. вверх
О том, что удерживает в
НДТ:
Ольга Альбанова
- Наверное, только эти люди могут меня сделать, Лев Борисович.
В другом месте вырасти, как здесь, не получится.
Вадим Демчог - Здесь я дома. Здесь,
я могу влиять на развитие общей ситуации. На самом деле, это
огромная редкость, а здесь возможно. Здесь никто не может
позволить себе диктовать что-либо, потому что все достаточно
сильны. Никто не виснет на твоей шее, никого не нужно тащить
и, в то же время, каждый готов прислушаться к тому, что приносится
другими. Таков внутренний стиль, и он мне очень нравится.
В итоге каждый знает, что все зависит от его собственной творческой
силы, каждый знает, что может влиять на ход вещей в нашей
маленькой Вселенной, Вселенной НДТ. Интересно, что основное
место всех наших разборок - сцена! Споришь? - выходи на площадку
и убеждай! Все, в итоге, решает твое персональное мужество,
твоя персональная убежденность, сила, амбициозность, настойчивость
и если это честно, это всегда будет поддержано командой, Эренбургом.
В итоге выигрывают все.
Вероника Демчог - Во-первых, это
коллектив. Мы давно вместе, мы слаженны, легко понимаем друг
друга, с полуслова. Во-вторых, это режиссер - то, как он работает
с актерами. Мне нравится работать с Львом Борисовичем, нравится,
как он вытаскивает актерское нутро.
Татьяна Рябоконь - Метод работы.
Не думаю, что где-то еще работают таким же способом, как у
нас. Он позволяет нам максимально проявить то, что в нас заложено,
реализовать то, что мы хотели бы сыграть.
Вадим
Сквирский - Меня, прежде всего, держит способ работы.
У меня вообще диплом режиссера, а я играю. Многие мои друзья,
периодически задают вопрос: "Тебе не хочется поехать
в какой-нибудь театр, сделать что-то самому?" А я им
отвечаю, что нет. Я их обманываю. Мне, конечно, хочется сделать
что то самому как режиссеру, но я понимаю, что, придя в репертуарный
театр, я попаду в условия театрального производства. У меня
есть маленький опыт подобной работы в Чехии. Но театр-фабрика
мне не интересен. Мы - театр профессиональный, но в котором
существуют прекрасные черты дилетантизма. Мы себе позволяем
много свободы, такие вещи, которые невозможны в театре-фабрике.
Мы делаем спектакль до тех пор, пока он не будет готов, пытаемся
его вынашивать, рожать, а не выдавать выкидыш. И ничто нас
не ограничивает. Надеюсь, придет момент, мы чуть крепче встанем
на ноги, и я поставлю что-нибудь в этом театре с этими актерами.
А сейчас нужно выжить.
Сергей Уманов - Я однажды посмотрел
спектакль "В Мадрид, в Мадрид!" еще до того, как
пришел в этот театр. И мне захотелось тоже там быть, несмотря
на те минусы, которые я для себя отметил. И так случилось,
что через два месяца меня туда позвали. Странная история:
я просто тогда смотрел спектакль и думал: "Хорошо бы
быть с этими ребятами!" Все то, что происходит тут -
честно. Мне это и интересно. Мой интерес меня и держит.
Хельга Филиппова - Мне здесь безумно
интересно. Я испытываю такую радость от наших репетиций! Я
не утверждаю, что этого нет в других театрах, но у нас как
лаборатория, когда на моих глазах рождается чудо! И когда
лично я принимаю в этом участие и как актриса, и как режиссер,
и могу принять участие как художник, и как просто человек,
и как зритель.
Наталья Шапошникова - Пол жизни я
занимаюсь театром, были разные ситуации, институту я отдала
одно, в театре "Модерн" в Москве поработала год
- не то. Искусство подразумевает затрату душевных сил, чем
больше тратишь, тем больше их возвращается в тебя и в других.
Если человек, занимающийся творчеством, не болеет, не переживает
по-настоящему, то это не то. Наш театр соответствует моему
представлению о театре. Другим я заниматься не хочу.
Лев Эренбург - Это та трава, которую
я долго поливал. Я имею в виду наш театр. Это как два садовника.
Один спрашивает другого: "Почему моя трава такая чахлая,
а твоя такая высокая и сочная? Мы ведь пользуемся одинаковыми
удобрениями, одинаковой методикой: Правда, я ей пользуюсь
уже 300 лет". Вот и ответ на то, что меня здесь удерживает
- я долго поливал эту траву. У нас один язык, одна стилистика.
Мы понимаем друг друга отлично. вверх
О коллективе:
Вадим
Демчог - Все разные... или, так скажем, НДТ - это странным
образом образовавшаяся матрица. В ней каждый занимает достойное
своей активности положение. Это можно видеть и по нашим репетициям:
кто-то выкладывает на общий стол фрукты, кто-то сладкое, кто-то
выставляет что-то покрепче, кто-то включает музыку, кто-то
начинает танцевать, кто-то громко хохотать и хлопать в ладоши...
и так получается веселая вечеринка. Никто не сидит в стороне,
все взаимовлияют друг на друга, подзуживают, опрокидывают,
провоцируют и т.д. И это самое ценное из того, что мы имеем.
Евгений Карпов - У нас есть театр,
атмосфера у нас, соответственно, как и в любом другом театре
- по полной программе.
Татьяна Рябоконь - Я бы сказала,
что атмосфера у нас в коллективе доброжелательная. Когда выходишь
на площадку, нет ощущения, что, если ты провалишься, то с
тобой перестанут здороваться.
Вадим Сквирский - Атмосфера у нас
веселая, доброжелательная, истеричная. Как в любом другом
коллективе у нас существуют все прелести и все болезни коллектива.
Хельга Филиппова - Наш коллектив
- это отдельно подобранные люди. То есть люди, которые на
протяжении долгого времени находятся в сложнейших условиях.
Это можно сравнить с альпинизмом. Когда человек попадает в
обостренные, экстремальные ситуации, и у него хватает моральных
качеств это пережить, то человек остается в коллективе надолго.
Такие команды создаются годами, и каждый человек здесь на
вес золота, он теперь неотделим от этого коллектива. Вот если
несколько таких звеньев вылетит, причем одновременно, - это
смерть. Потому что восстановить это будет невозможно - все
спектакли созданы благодаря личностям, и найти им замену очень
сложно.
Алексей Харитоненко - Мне нравятся
слова, которыми характеризуют наш театр не изнутри: "Команда".
Вот и все. Не набранные актеры, не пришедший режиссер, а существует
команда, люди-единомышленники. Я еще два года назад понял,
что это авантюра, но авантюра - дело хорошее.
Андрей Чуманов - Атмосфера у нас
хорошая, не без подводных течений, не без взаимных претензий.
Но, судя по тому, что мы стабильно существуем уже не первый
год, - все у нас нормально.
Лев Эренбург - Атмосфера сложная,
как в любом другом живом коллективе. Много и хорошего и плохого.
Ребятам всем всего в разной степени и в разном качестве дал
бог.
вверх
О подводных течениях:
Ольга Альбанова
- По большому счету, думаю, их нет.
Вадим Демчог - Разрушительных? Из-за
чего мы можем развалиться? На мой взгляд, это две вещи: первое
- страх, который иллюзорен по природе своей. Например, страх
не поднять тот вес, какой можем, и это очень липкая вещь.
Страх ввергает в сомнения, затормаживает все, делает все маленьким,
черным, скукоженным... И второе - недостаток внутренней дисциплины.
Самое ценное, что мы имеем, наш "живой" стиль, нужно
учиться защищать! А защитить его можно только зрелым, осознанным
отношением к ценностям, которые, волей судьбы, мы представляем.
Одним словом, есть огромная потребность во внутренней дисциплине,
внутренней собранности, внутренней стимуляции ориентиров,
ответственности за свою позицию в команде... да и в мире (про
мир можно вырезать, чтобы не звучало слишком пафосно).
Евгений Карпов - Они, конечно же,
есть, но не хочется об этом задумываться, перечислять. Мы
же живые люди.
Наталья Корнукова - Они есть, как
и в любом коллективе. Все мы люди, все разные. У каждого свои
достоинства, свои недостатки. Но так даже интереснее. Жизнь
- борьба.
Светлана Обидина - Мы все живые люди.
Я опасаюсь, что нас начнут вытаскивать как котят: когда котята
подрастают, их разбирают. Одного Сокуров, допустим, другого
Стриндберг и т.д.
Вероника
Демчог - Это может зависеть только от нас - если мы
развалимся, то это будет только по нашей вине. Но не из-за
денег. У нас бывают ситуации, когда совсем нет денег, и мы
не разваливаемся.
Вадим Сквирский - Их столько, что
меня удивляет, как мы живы до сих пор. Наш театр - организм
очень хрупкий, возникает какая-нибудь мелочь, и чувствуешь,
как все начинает крениться, крениться... из-за какой-нибудь
ерунды. Вот-вот рухнет. Все живые люди, у каждого бывает.
Все время от времени сходят с ума, и я в том числе. Бывает,
мы устаем, не хватает воли или кому-то кажется, что он спасает
театр, а другому что сфера интересов театра находиться в другом
месте. И оба действуют на благо, но всем понятно, что это
лебедь, рак и щука.
Сергей Уманов - Они существуют. Какие
- не скажу. Нас может разрушить разболтанность.
Хельга Филиппова - Наверное, они
есть. Если начнутся те же игры, которые существуют в любом
профессиональном театре, это может разрушить все, что угодно,
либо свести театр к тому способу, которым существуют все театры.
Мария Шило - Они есть, как и в любом
другом коллективе, но как раз они что-то разрушить и не способны.
Все, что угодно, но не отношения между собой.
Лев Эренбург - Я думаю, что всегда
такие вещи есть. Это издержки профессии. Наша профессия на
острие ножа. В любом театре это есть. вверх
О Льве Борисовиче Эренбурге:
Ольга
Альбанова - Он для меня Учитель. Я для себя так его
определила. Разбирать его я не берусь.
Вадим Демчог - Рождение НДТ - это
усилия очень многих людей, это сила, страсть, муки и кровь
очень, очень многих, не только Эренбурга. Лично я не могу
говорить об Эренбурге в отрыве, например, от себя. Такое ощущение,
что мы отражаемся друг в друге. Не знаю, могут ли это сказать
другие, они - его ученики, и смотрят на него как на отца,
я же - больше как на брата. Мы равны по силе, постоянно перетягиваем
канат, постоянно соревнуемся, и, в то же время, мы в одной
связке. Я знаю, что могу выражать то, что он видит, знаю также,
что он способен видеть то, что я могу выразить. Он, несомненно,
влияет на меня, я несомненно учусь многому у него, но я склонен
чувствовать, также, что тоже влияю на него, что он тоже учится
у меня.
Евгений Карпов - У него я получал
второе высшее образование, учиться к тому времени мне уже
не очень хотелось. Но он привел меня на свои репетиции, я
посмотрел, мне понравилось. И это продолжается уже седьмой
год. Кроме него я никогда не работал с другими режиссерами.
Мне очень в нем нравится та планка, которую он старается ставить,
когда делает какую-то работу. То есть, нет ощущения халтуры.
А есть ощущение настоящего большого дела - это самое главное.
Светлана
Обидина - Самое главное, что он всех нас очень любит.
Он следит за каждым: какая у кого личная жизнь, например.
На полном серьезе, это его касается. Боится, чтобы котенок
не был забран, - в прямом и переносном смысле. И поэтому он
для нас "папа".
Вероника Демчог - Это большой ребенок
(как человек). С сильнейшим чувством правды (как режиссер).
Татьяна Рябоконь - Лев Борисович
- человек контрастов. В нем удивительно уживаются противоположные
черты - он может производить впечатление человека весьма циничного,
но, чтобы увидеть его восторг, надо показать ему пистолет,
например. И он тогда кардинально меняется, начинает ликовать,
играться с этим пистолетом, как будто ему пять лет и он играет
в "войнушку".
Вадим Сквирский - По-моему, он хороший
человек, добрый. Во многом ребячливый. Я отношусь к нему с
большой нежностью и уважением. Знаю его лет семь... я помню,
как мы начинали. На тот момент это был человек достаточно
жесткий, который никогда не хвалил. Я даже так скажу - меня
никто так в жизни не ругал. Я думал, что я никуда не гожусь,
хотел уходить из профессии, но, в конце концов, это дает свободу.
Когда тебя ругают изо дня в день, ты знаешь, что тебя все
равно будут ругать. А потом в этой ругани научаешься находить
комплимент. В этом было много театра, много педагогики. В
отличии от того, каким я его знал тогда, он стал мягче, раскованней,
стал позволять себе иногда быть с нами слабым, мне кажется
это степень доверия, это говори т о том, что мы все стали
ближе.
Сергей Уманов - Он интересный, импульсивный,
во многом неожиданный, откровенный, ранимый.
Хельга Филиппова - В душе это ребенок.
Очень ранимый, удивительный, наивный. Наряду с его опытом,
мудростью, знаниями, в нем присутствуют именно такие качества
как детская наивность, ощущение радости жизни. Он глубоко
верующий человек.
Алексей Харитоненко - Он в душе очень
мягкий человек, а в общении с нами - достаточно жесткий, мало
прощает. Трудно подобрать слова. Он "строит" команду,
я с ним знаком уже 11 лет, но до сих пор, опаздывая на 10
минут на репетицию, чувствую себя провинившимся школьником.
Хотя мне 30, я оправдываюсь перед ним как второклассник.
Наталья
Шапошникова - Требовательный, в хорошем смысле беспощадный
режиссер. Он хитер, эта его хитрость - на дело. А когда она
направлена на дело - это очень продуктивно. Он никогда не
выдаст то, что он делает. Я уже второй спектакль наблюдаю,
как он его делает. Он про себя что-то знает, а всем говорит,
что нет. Это его работа. Моя работа - быть ведомой, не знать
ничего. Знать только руками и ногами.
Лев Эренбург (о себе) - Я все время
в бою. Свою жизнь в театре и в институте я ощущаю как войну.
Войну "против", войну "за". Войну с обстоятельствами,
с конкретными людьми, с актерами, иногда ради самих актеров,
ради не всегда правильно понимаемого ими. Жаловаться у меня
нет причин. вверх
О перспективах:
Ольга
Альбанова - Я думаю, что мы выкарабкаемся, потому что
столько вложено усилий, желания... Цель - оставаться театром,
делать спектакли. Очень бы хотелось, чтоб мы были нужны городу.
Вадим Демчог - Ну, лет семь мы еще
продержимся. По крайней мере, в "живом" качестве.
Считается, что обычно театр живет около 10 лет, плюс-минус
год. Три мы уже прожили... Результатом этих лет стали "Мадрид"
и "Оркестр", впереди "На дне" и, возможно,
"Ромео и Джульетта", но я сомневаюсь, что это будет
пиком нашего развития. Я уверен, что пиком будет Пушкин. Я
тотально идентифицирую Эренбурга с Пушкинским мировидением,
считаю, что "Маленькие трагедии" - особенно "Пир
во время чумы" на 100% его дело. Это то, что выражает
и обобщает нас предельно, дает ответы на все наши вопросы
- любовь, Бог, творчество... порок и предельность. Это то,
что никто до сих пор не сделал и не сделает, а мы сможем.
После этого можно будет умирать, я имею ввиду театр, или распадаться
на отдельные течения.
Евгений
Карпов - Будут выходить новые спектакли, у нас новая
администрация, но нам всегда не везло с профессиональными
директорами - практичности театру не хватает. Но смысл не
в этом. Мы делаем спектакли, их играем, мне достаточно того,
что я работаю с Эренбургом - это для меня на сегодняшний день
и есть цель.
Светлана Обидина - Я думаю, что наша
сила не в том, что мы одаренные, а в том, что мы все вместе.
И вместе мы пробьемся, вместе все получится. А вот если мы
рассыплемся, то я не думаю, что каждый из нас по отдельности
станет величиной. "Пока мы едины - мы непобедимы".
Вероника Демчог - Перспективы глобальные,
в смысле спектаклей, которые мы можем сделать. Но нужен человек,
который нас будет раскручивать. Мы тоже можем бегать и проситься
на разные фестивали, но директор все равно должен быть. Все
зависит только от нас. Но главное - был бы театр, хорошие
спектакли, а перспектива сама прибежит.
Татьяна Рябоконь - Это все будет
зависеть от нас, от того, насколько нам всем действительно
нужно, чтобы он был.
Вадим Сквирский - Перспективы, надеюсь,
большие. Мне кажется, что способ работы у нас редкий, и он
позволяет выдавать качественный продукт. Не знаю, есть ли
еще театры, живущие таким образом. Поэтому мне кажется, что
у него есть будущее. Хочется, конечно, потрясти мир, взорвать,
перевернуть, не знаю, насколько нам это по силам.
Сергей Уманов - Не заглядываю вперед
- не знаю. Может, все будет очень здорово, может, нет. Пока
есть наш интерес, театр будет, а как только интерес пропадет...
Хельга Филиппова - Мы очень выросли
на "Оркестре" и, я думаю, следующий спектакль будет
еще сильнее. Это чувствуется по тому, как идут репетиции.
Я надеюсь на очень сильную работу. Если будут условия. Конечно,
проблема с помещением сильно выбивает из колеи.
Алексей
Харитоненко - Ну, это спрашивать нужно не у нас. В
перспективе - работа, работа, работа: Будем заниматься своим
делом. Кем бы ты ни был: слесарем, актером или политиком,
но если биться все время в одну и ту же стену, то она ломается.
Мы заняты делом, мы бьемся в свою стену, и, наверное, мы чего-то
достигли, так как мы это делаем с удовольствием. А конечной
цели быть у нас не может. Чудесная фраза - "нет предела
совершенству".
Андрей Чуманов - Вот этого я не знаю.
Я хочу, чтобы нас ждали радужные перспективы, слава, успех,
вот и все.
Наталья Шапошникова - Опасное дело
- предугадывать. Нам не по 20, энтузиазм добывается уже кровью.
Надо где-то добывать и финансы. Те, кто говорят, что талант
в борьбе крепнет, ошибаются. Это полная ерунда. Он растрачивается,
иссякает, поэтому лучше таланту создавать благие условия.
Лев Эренбург - Одним словом скажу:
ВЫЖИТЬ! Я буду ставить спектакли. Я плохо представляю, что
такое художественная программа, кредо: Я хочу поставить очередной
спектакль. Вот это и есть моя программа, мое кредо!
Эпилог
- Лев Борисович, как изменилась
Ваша жизнь с появлением НДТ?
- Она стала очень наполненной. И думаю, что значительно сократилась
- я проживу меньше!
Диана Яворская
вверх
|