Я прочел книгу
еще в распечатке, привлеченный именем актера, который написал
ее. Я видел Демчога на малой сцене т-ра Ленсовета, в Санкт-Петербурге,
в спектакле Небольшого Драматического Театра «Оркестр» около
двух лет назад. Потом много слышал о нем от знакомых актеров,
и вот теперь прочел его книгу, которая «в жесткой, не сентиментальной
манере» раскрывает секреты его невероятного магнетизма и явного,
(на много порядков), отличия от других артистов.
Мое
первое впечатление от книги Демчога, это невероятный избыток
энергии. Достаточно взглянуть на обилие восклицательных знаков,
которые сопровождают этот, крайне не простой текст. Одним
словом, с темпераментом здесь явно не все в порядке. Неумеренность
во всем, включая интеллектуальное напряжение, феерическую
игру воображения, бесконечные сексуальные метафоры, все вызывает
настороженное желание одернуть руки. Но ни в коем случае не
делайте этого! Войдите в эту игру, в эту загадку. Демчог приглашает
вас в невероятной красоты и глубины мир, в мир артиста, дерзко
замахнувшегося на то, что бы объяснить самое сложное, - то,
как работает его собственный мозг в процессе творческой реализации.
Не задаваясь целью глубоко
исследовать «кухню» артиста, я, тем не менее, хочу отметить,
что ценностью является не то, что актер пишет о механизмах
своей игры, но то, что он действительно представляет собой
на сцене. И если он повергает меня в состояние которое я ни
разу не испытывал в театре до сих пор, тогда у меня появляется
неподдельный интерес подойти к нему и спросить, - «Как ты
это делаешь?» Важно отметить, что Демчог не теоретик, или
вернее, не только теоретик. Он убедительный практик, или тот,
кто подобно Михаилу Чехову, способен соединять и первое, и
второе в одном теле. Я не зря вспомнил сейчас Михаила Чехова,
потому что и по физической и по психической конструкции Демчог
напоминает именно этого великого артиста. Когда же я сказал
ему об этом, он вздохнул и ответил, что, скорее всего, он
какой то собирательный образ, потому что в нем постоянно кто-то
узнает тех или иных актеров, и как не странно, актрис.
Демчогу нравиться говорить
об актерском мастерстве, он не скрывает своего естественного
желания делиться опытом, приговаривая при этом, что лучший
способ обмануть – это откровенно заявить о возможности вранья.
Его система взглядов крайне экстравагантна, он апеллирует
к довольно трудно понимаемой идее самоосвобождения в процессе
игры посредством самой игры. Корни, по его собственным словам,
уходят в буддийскую практику, но мостом между восточными и
западными технологиями является Алхимия. Именно на примере
ее образов он играет в то, что называет Великое Делание, в
процессе которого, как бы, смешивая три неблагородные составляющие
тела Театра Реальности: Зрителя (того, кто смотрит), Актера
(того, кто творит) и Роль (то, что действует) в единое Золото
Образа. Взгляд несомненно экстравагантен, но результат, непосредственное
чудо его присутствия на сцене, более чем убедителен, и это
вызывает естественное доверие и глубокое уважение.
И, тем не менее, не со всем
в книге я мог бы согласиться. В силу бурного артистического
темперамента, она кажется слишком уж игривой, неким театром
в переплете, и хотя Демчог и использует множество цитат из
книг различных авторитетов, из области квантовой физики, мифологии,
различных мастеров духовных традиций, из психологии и психотерапии,
тем не менее, после прочтения остается чувство феерического
шоу, которое проглотило вас, унесло в неведомые дали и там
бросило. В любом случае, судить вам, но будьте готовы к тому,
что каждая новая глава будет испытывать вас на прочность,
как бы делая вызов и безжалостно разрушая старые, традиционные
схемы и модели восприятия. Но самое главное это то, что все
здесь пронизано персональным опытом и защищено непосредственной
реализацией, хотя сам Демчог и отрицает этот факт. Он говорит,
что только мечтает о тех уровнях игры, о которых, в силу своего
неспокойного характера уже всем разболтал.
Да, это несомненно книга-фантазия.
Не столько то, что есть, сколько то, что может быть. Эту книгу
можно назвать книгой-игрой воображения, книгой-игрой в самоосвобождение,
или просто – книгой-игрой, последствия которой - революционны!
И кто войдет в нее в изначально игривом расположении духа,
будет несомненно удовлетворен масштабом и значительностью
происходящего.
Валерий Мирка
Варшава
17.05.03
вверх
|