"Оркестр"
(печаль в ритме чардаш) спектакль Небольшого Драматического
Театра, реж. Лев Эренбург
"Оркестр"-
участник фестивалей: "КукАрт-5" (Россия, 2001 г.)
Лауреат в номинации "Театральный эксперимент"; "Рождественский
парад" (Россия, 2001 г.) призы в номинациях: Лучший спектакль
фестиваля и Лучшая мужская роль (Вадим Демчог); "Балтийский
дом" - "Другой театр?" XII Международный театральный
фестиваль (4 - 13 октября 2002 года, Санкт-Петербург). Приз
зрительских симпатий.
По поводу спектакля "Оркестр",
говорит профессор З.Я. Корогодский: "К
этому отнестись безразлично нельзя... только чурбан, умерший
человек, потерявший душу, может отнестись к этому безразлично.
Это возбудительно... это возбуждает мысли позитивные и негативные,
педагогические, режиссерские, актерские... Я очень рад вашему
появлению, рождению... Дай вам Бог всем успеха, и человеческого
и творческого, а главное, дай вам Бог единения".
"Примечательно
то, что, говоря об этом театральном явлении, почти все убежденно
заявляют: родился не новый спектакль, а появился новый театр!
И это подлинно так! Перед нами актеры одной ярко выраженной
школы, восходящей в своих традициях к редкостной школе Михаила
Чехова. Тот же нравственный пафос, эмоциональная наполненность!
Та же глубочайшая вера в то, что они делают, полное перевоплощение
и, до кончиков ногтей, слияние c образом!" (Л.И.Гительман,
академик, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой
зарубежного искусства СПб Государственной Театральной Академии).
"Оркестр"
НДТ - очень сильный спектакль, сделанный энергичной, волевой
рукой и абсолютно разрушительно воздействующий на зрителя.
Сразу скажу - энергетически он вынимает из вас все и отпускает
домой вашу оболочку". (Марина Дмитревская, кандидат
искусствоведения, доцент СПбГАТИ, главный редактор Петербургского
театрального журнала. "ПТЖ", №25, "Искусство
крайностей").
"Пожалуй,
это единственная постановка, которая шокировала зрителей и
критиков. Режиссер Лев Эренбург включился в вечный спор о
том, возможен ли гротеск в психологическом театре, и убедительно
доказал, что "да"! Скрытая от слушателей жизнь оркестра
обнаруживает коллапс искусства вместе с деградацией музыкантов".
(Николай Песочинский, кандидат искусствоведения, доцент СПбГАТИ,
старший научный сотрудник РИИИ).
"...такой
активности, бешеной энергии, заразительности, такого чувства
ритма давно не было на сцене... Здесь удачно нашли друг друга
режиссерская фантазия и способность актеров воплощать самые
неожиданные трюки единственно возможным образом: с полной
отдачей, сохраняя при этом чувство иронии по отношению к своему
персонажу и к собственному присутствию на сцене".
(Кристина Матвиенко, "Вечерний Петербург", 14 июля
1999).
ОПИСАНИЕ:
Действие
пьесы происходит в послевоенной Франции. Оккупация ещё не
забыта, и оркестр некоего заштатного курорта призван скрашивать
существование убогих постояльцев санатория, пострадавших на
этой войне. При оркестре, как бездомный пёс, живёт местный
сумасшедший Маню. Он болен театром. В его маленьком тельце
прячется беспокойный дух, он метит в новые Шекспиры. История
разыгрывается в голове безумца, а музыканты служат глиной,
из которой Маню лепит своих героев. Он пытается наделить их
шекспировскими страстями. Преодолеть судьбу, следуя на строгом
поводке за собственными амбициями - вот основная движущая
сила характеров, роящихся в воспалённом воображении Маню.
Но сочинённое представляется автору плоским, ему не вытянуть
трагическую ноту повествования. Одержимый желанием творить,
Маню обижается на Создателя. Видимо Бог, опасаясь соперничества,
препятствует его дерзновенным опытам. Но кто помешает безумцу
достичь величия? Ему не дают творить, значит, он будет разрушать!
Маню видит свой портрет в галерее гениальных злодеев. Он -
Калигула, он - Нерон! Свернув шею доверчивой птичке, он задаёт
небесам насмешливый вопрос: "Кто я?" И был ему явлен
ответ...
Из такой, примерно, оправы выглядывает история. Время играет,
в этом спектакле, со зрителем шуточки. То, что проносится
в голове помешанного в течении нескольких секунд, зритель
наблюдает два с половиной часа. Содержанием повествования
становится сложносочинённая жизнь оркестрантов. Коллектив:
шесть женщин, один мужчина, с вытекающими отсюда сложными
отношениями, и у каждого за плечами разбитые надежды и нелёгкий
багаж прошлого.
Одноактная пьеса Жана Ануя превращена командой Небольшого
Драматического Театра в уникальный
по эмоциональной насыщенности спектакль, который является
своеобразной квинтэссенцией самого театра, но театра, переосмысленного
в духе молодости и ярости жизни, присущей артистам. Нестандартный,
очень своеобразный подход к материалу позволяет говорить о
сформировавшейся эстетике НДТ, об эстетике Игры и ее создания.
Весьма ограниченное сценическое пространство и минимум декораций
актёры с лихвой компенсируют игрой. Ярко, прицельно бьют хохотом
и жуткой трагедией, выворачивая наизнанку сначала себя, а
потом и зрителей, моментально перевоплощаясь в тысячу подобных
характеров. В "Оркестре" есть всё - от самого неправдоподобного
до исключительно реального, такого реального, что невольно
оглядываешься - не был ли этот Эренбург тем соседом, которому
давным-давно ты, совершенно случайно, рассказал свою историю?
Потому как "Оркестр" - это некий набор таких вот
узнаваемых сразу же историй. Узнаваемых, и принимаемых слишком
близко к сердцу.
Билеты на "Оркестр" приобретайте
в кассе Театра им. Ленсовета, Владимирский проспект 12
Подробнее на сайте Небольшого Драматического
Театра: www.nebdt.ru
вверх
|