НЕБОЛЬШОЙ, НО ЗА ЖИВОЕ ЗАДЕВАЕТ
В Музее-центре В. Высоцкого
прошли гастроли Небольшого драматического театра из Санкт-Петербурга.
Театр показал две свои работы - "В Мадрид, в Мадрид!" по пьесе
Мильяна "Цианистый калий ... с молоком или без?" и спектакль
"Оркестр" по мотивам одноимённой пьесы Ануя. Обе постановки
руководителя театра Льва Эренбурга прошли в Москве с большим
успехом. Это уже второй приезд коллектива в столицу: после
удачных весенних показов его пригласили сюда снова. Видимо,
москвичам новый театр пришёлся по душе.
Перед
спектаклем режиссёр немного рассказал о своём детище. Небольшой
драматический театр возник на основе его курса в театральном
институте. "В Мадрид, в Мадрид!" появился на базе дипломного
спектакля, хотя впоследствии претерпел ряд изменений. По поводу
удачного спектакля стали "подтягиваться" и другие актёры,
и вот "возник" "Оркестр", в котором занята вся труппа. К созданию
собственного театра Эренбург шёл непростыми путями. В юности
закончил филологический факультет в университете, затем театральное
училище в Новосибирске, служил два сезона как актёр, а потом
курс Георгия Товстоногова, аспирантура. Короткое время работал
в Израиле, вернулся, побыл таксистом. Возглавлял театральную
студию в Петрозаводске. А когда снова вернулся в Санкт-Петербург,
поработал стоматологом (есть диплом). И уже потом пошёл преподавать
в родной театральный институт. Первый же его курс оказался
на редкость талантливым и стал театром. По словам режиссёра,
работать с молодёжью надо серьёзно, тогда возможен хороший
результат. Первый спектакль получился скандальным (со знаком
плюс), и властям захотелось поддержать новое и талантливое.
Законодательное собрание Санкт-Петербурга покровительствует
театру. Помогают спонсоры, но в основном существуют по принципу
"с миру по нитке". А материал берут тот, который не просто
интересен, но задевает за живое и режиссёра и актёров. Сейчас
Лев Эренбург хочет взяться за русскую классику, например,
за "На дне" Горького. Но пока мы смотрели "Оркестр"...
По-моему,
у нас "Оркестр" обычно играют как комедию женских характеров
и положений, но она, скорее относится к разряду "чёрных" пьес
драматурга. Автор постановки сделал из неё настоящую драму,
даже трагедию, но с элементами фарса. Публика очень много
смеётся на этом спектакле, ведь режиссёр неутомим в поисках
выразительных средств, и актёры "соответствуют" придуманным
им трюкам. Одна натуральная печёнка, которую достаёт из "разрезанного"
живота "счастливый безумец, обитающий при оркестре" в исполнении
В.Демчога, чего стоит. Вообще этот актёр, который играет также
безрукого пилота, является своего рода нервом спектакля, составленного
из небольших сюжетов, рассказывающих о жизни музыкантш оркестра.
Дело происходит сразу после второй мировой войны, поэтому
судьба каждого персонажа так или иначе связана с ней. Запоминаются
актёрские работы О. Альбановой (Памела), Н. Шапошниковой (Леона),
С. Обидиной (Патрисия). Актрисы играют своих героинь ярко,
гротескно, но с тонким проникновением в суть их непростых
характеров, от чего, видимо, и происходят жизненные неудачи
этих женщин. А вообще спектакль получился очень цельный, чему,
помимо крепкой и изобретательной режиссуры, в немалой степени
способствовало его музыкальное оформление, лейтмотивом которого
стал знаменитый чардаш Монти.
Ирина Шведова (Москва), 21 сентября 2001 г.
вверх
|