"Красная книга" театральных авангардистов
В Петербурге уже встретили Рождество
Петербургский фестиваль новых театров, театров-студий и студийных
работ "Рождественский парад" обещал эксперименты
и споры о них. Не все еще забыли особенную роль "fringe",
"off-", альтернативных фестивалей: фиксировать появление
новых художественных языков; такими они были и у нас в 1990-е
гг. и вывели на удивление широкой публики и критики "Формальный
театр", "Дерево", "До-театр", "Гун-Го",
"Театр абсурда" и другие неформальные группы. Те
творческие идеи отражаются на сегодняшней культуре в целом.
Десять дней парада-2001 остро поставили вопрос: есть ли сейчас
в Петербурге театральный авангард? Студийный театр часто казался
привычнее академического. Среди 24 позиций фестивальной программы,
представлявшей Петербург и еще семь городов, нестандартные
театральные идеи были исключениями…
…Исключением
из утешительно-оптимистического течения студийных спектаклей
стал "Оркестр" в Небольшом драматическом театре.
Пожалуй, это единственная постановка, которая шокировала зрителей
и критиков. Режиссер Лев Эренбург включился в вечный спор
о том, возможен ли гротеск в психологическом театре, и убедительно
доказал, что "да"! Скрытая от слушателей жизнь оркестра
обнаруживает коллапс искусства вместе с деградацией музыкантов.
"Le theatre est morte, parce que je suis merde"
- можно разобрать в многоязычной абракадабре какого-то безумного
истерика-панка произносящего от лица "искусств"
философские прологи. Понятно, оркестр - компактная проекция
человеческой популяции, и Ануем был изображен сразу после
войны, в 1946 году, как сообщество безумное. Но там была абстрактная
интеллектуальная драма. А теперь молодые артисты играют психологическим
способом и не заслоняются от своих нелепых и страдающих персонажей
"масками", погружаются в их характеры до дна спрятанных
страстей. Эффект получается гоголевский: "невидимые миру
слезы" сперва вызывают у зрителей хохот, и если не задумываться,
не станет страшно; но чем смешнее клоунада - тем страшнее.
Эренбург конфликтно соединяет в гротесковом пространстве музыку
Беллини, "Песнь песней" царя Соломона и непристойное
кривлянье убогих человечков. Моменты трагедии моментально
оборачиваются фарсом и наоборот. Через грубое действие выражены
просветленные моменты жизни: безобразной "паучьей"
пляской под чардаш Монти выглядит рождение ребенка; танец
одного из персонажей с парализованной женой, похожей на марионетку,
- один из самых патетических моментов спектакля, и отсылает
к блоковскому "Балаганчику". Пьеса Жана Ануя поставлена
в жанре гиньоля, почти неизвестном на русской сцене (отсюда
яростные протесты критики, напоминающие выпады Луначарского
по поводу "Великодушного рогоносца", которые вызвали
ответы Мейерхольда о вкусе наркома, воспитанном на Ростане
и стишках под мандолину). Да, это совсем не ТЮЗовский стиль,
эпидемически распространившийся в северо-западном регионе.
Л.Эренбург сталкивает средневековый натурализм с абсурдом
середины ХХ века. Так выстраивается эстафета авангардистов.
У театрального "беспредела" бывает хорошая родословная…
Николай Песочинский, Русский журнал, 29 декабря 2001 г.
вверх
|