самоосвобождающаяся игра
 
 
Вадим Демчог
лекция
Ответы на вопросы
Влад Лебедько
о нем
мастер-класс
Федор Степанов
о нем
мастер-класс
Владимир Майков
о нем
мастер-класс
Виктор Толкачев
о нем
мастер-класс
мастер-класс )) Владимир Майков )) мастер-класс


Стратегия трансперсонального познания: деконструкция «редактора реальности».

Благодаря опыту необычных состояний сознания возможно существенное углубление психологии и феноменологии восприятия и познания, по сравнению с традиционными гносеологическими подходами. В трансперсональной психологии активно используются и исследуются шаманские техники, холотропное дыхание, медитативные техники, управляемое воображение, техники работы со сновидениями и осознавание сновидений.

Гносеологическую важность опыта необычных состояний сознания можно пояснить следующим образом. Известный психокибернетик Грегори Бейтсона ввел понятие редактора реальности, или редактора восприятия. Посредством него Большая Реальность, становится тем миром, который мы воспринимаем. В идею редактирования реальности Бейтсон обобщил известные представления о том, что наше восприятие обусловлено установками, ценностями, воспитанием, бессознательным, то есть, привязано к пространству, времени, зависит от многочисленных историко-культурных факторов. В итоге то, что мы воспринимаем, является отредактированной версией Большой Реальности.

Углубление этой идеи принадлежит Мишелю Фуко, философу, который рассмотрел познание в исторической перспективе и показал, как формируются в толще культуры различного рода дискурсы, основополагающие человеческие способы воззрения на мир, способы оперирования миром, насколько тесно они связаны со временем и местом, с генезисом Я, с властью. Фуко ввел представление об антропологическом сне. Оно соединяет в его философии древние представления об иллюзии, майе, сне, в котором мы все находимся, и представления, связанные с современными пост-психоаналитическими идеями о проекциях и переносе. Главная мысль состоит в том, что мы воспринимаем только то, что способны воспринимать. Воспринимаемый нами мир есть дубликат наших состояний. Поэтому мы не воспринимаем ничего нового, а только то, что способны воспринять. Это состояние Фуко и назвал антропологическим сном, в котором происходит самосогласованный "танец" воспринимающего и воспринимаемого в акте восприятия. Ничего нового в человека сформированного войти не может. Его восприятие уже сформировано усыпляющей машиной современной культуры, которая всех нас отделяет от Большой Реальности, адаптируя к привычному, конвенциональному миру. Поэтому принципиально важно найти, где и как происходят возмущения, разрывы непрерывности анропологического сна, самосогласованной пары воспринимающего и воспринимаемого. Именно там, в разрывах этой связи, в возмущениях сноподобной реальности возможно вхождение нового в повседневный человеческий мир.

Для трансперсонального подхода такого рода разрывами непрерывной общепринятой реальности является опыт необычных состояний сознания. Этот опыт способен, сместив наши привычные стереотипы восприятия, дать нам, на какое-то время, новое видение мира. Он разрушает гомеостаз восприятия, помогает нам иначе взглянуть на знакомые вещи, увидеть прежде незнакомое. Он меняет жесткость восприятия, расплавляет существующие константы, связанные с Я, с культурой, властью, миром, со всеми понятийными, языковыми, редакторскими аспектами нашего восприятия. Уже имея опыт необычных состояний сознания, альтернативный взгляд, мы можем более уверенно постигать тайну восприятия. Мы можем на собственном опыте понять, что реальность, которую мы воспринимаем, зависит от нас, как воспринимающих. Что мир, который мы воспринимаем как внешний и независимый от нас, в очень глубоком смысле есть мы сами, проекция наших сознаний. Мы можем начать искать пути пробуждения из этого антропологического сна. Вот, собственно, с чего начинается программа обучения, которая осуществляется в Институте трансперсональной психологии в Москве. Она предусматривает последовательное прохождение нескольких этапов обучения, начиная с объяснения необычных состояний сознания, восприятия. Затем следует объяснение метафизики предельного опыта, вводятся его язык и структура, показываются все краевые, маргинальные трансперсональные феномены, границы разума, границы понятий. Далее фокус переносится на "другой берег" - к целостному восприятию.
Дальнейший проект познания в рамках ума может быть основан только на интегральном, целостном подходе, учитывающем все аспекты (типа интегрального подхода Кена Уилбера). При этом движении систематически возникает выход за границы любой понятийности, опыт чистого восприятия и за рамками ума возможно более близкое знакомство с состоянием, которое является основанием всего, сознанием, как таковым, духом. Картирование этой области осуществлялось и в западной традиции - философской, мистической - и в восточной.

Без глубоко понимания ситуации восприятия, прояснения сущности опыта невозможно никакое серьезное изучение психологических и философских предметов. Ведь они предстают перед нами как данность, то есть мы уже попали в плен понятий, в плен антропологического сна. Мы не сможем понять повседневную реальность, не выходя за ее пределы, систематически исследуя восприятия и имея при этом так называемые «необычные, или измененные, состояния сознания».

Итак, древняя идея "вместерожденности" воспринимающего и воспринимаемого, сущностного сознания как «зеркала», а воспринимаемого мира как «отражения», может быть повсеместно прослежена в глубинных практиках постижения реальности – антропологических, философских, психологических, духовных и т.д. Объективный мир, вне того, что мы "создаем" своим восприятием, является просто-напросто идеализацией. Его непрерывное восприятие «склеено» нашими привычками, эпохой, в которой мы живем, и отражает Zeigeist этой эпохи. Но это - иллюзия восприятия, порожденное нашей принадлежностью к «человечеству, слишком человеческому». Достаточно попытаться взглянуть на мир так, как смотрят представители флоры и фауны. В другом диапазоне восприятия органов чувств, другой зависимости от окружения и другом горизонте видения мира. Все видят свои миры: орел, пума, стрекоза, младенец, каждый человек. Где же настоящий мир? Как видит мир существо, способное воспринимать его во всем диапазоне возможных вибраций и связей с миром и иными «редакторами реальности»? Какое место в этом мире занимает Я с его привязанностями? Как достичь более широкого и свободного восприятия? Как этот вопрос связан Путями освобождения, которые исследовааны мировыми духовными традициями? О чем говорит этот опыт? Как человеку европейской культуре постичь мировой духовный опыт и духовные практики, отличные от христианской, от Православия.

Программа семинаров в Институте такова.
Первый шестидневный семинар – введение – его суть объяснена выше.
Второй семинар – язык и структура предельного опыта. Здесь показывается, как вне зависимости от того, какими путями и в логике каких путей мы движемся – если мы идем достаточно далеко и честно – мы занимаемся решением одних и тех же вопросов – поэты, музыканты, философы и так далее – все, кто идет в познании и творчестве до конца. При выходе за границы известного опыта, возникает одна и та же ситуация и одни и те же парадоксы и антиномии – то, о чем писали Нагарджуна, Кант, древние даосы и о чем говориться в современных антиномиях теории множеств. Антиномичность разума на границах, когда рушатся понятия, и мы входим в неизвестное.

Поскольку работа с восприятием выводит нас за пределы того опыта, который магистрален для данной культуры, то мы достаточно быстро оказываемся «по ту сторону». Для того, чтобы продвигаться дальше, нам нужно иметь соответствующие знания и опыт, непривычный для повседневной европейской культуры, который обычно ассоциируется с медитатицией, экстремальностью, трансом, шаманством, экстатичностью, предельностью, сосредоточением вглубь и т.д. Этот опыт и соответствующая методология используется как инструмент для изучения восприятия, для расширения своего диапазона восприятия, для повышения пластичности сознания.

Метафорически описанную ситуацию можно представить следующим образом. Для большинства людей жизнь проходит следующим образом. Они «смотрят» одну и ту же программу в своем редакторе реальности, называя эту программу "моя жизнь". Некоторым счастливцам везет, они обнаруживают, что программы можно переключать. Начав переключать программы, мы обнаруживаем, что, например, всю жизнь до этого смотрел мелодраму, а бывают еще мультфильмы, спортивный канал и так далее. Есть управляющий центр, который может менять восприятие. Есть передающая стация – то, откуда говорится, указывается, определяется, что можно воспринимать. Есть «поле», или «среда», в которой происходит «трансляция» воспринимаемых программ.

Третий семинар – это проблема безумия и творчества. Выход за пределы разрешенного, за пределы обыденного очень скоро сталкивает нас с запретительными механизмами культуры. Необычное воспринимается как безумное. Проработка этого материала необходима для дальнейшего продвижения. Страх быть безумным вместе со страхом смерти – наиболее сокровенные страхи каждого человека. Вне схватки с этими противниками невозможно никакое дальнейшее развитие. Тайна безумия хранит тайну творчества. Только отняв у безумия тайну творчества, мы можем стать свободными. На семинаре Института «Безумие и творчество»" много чего происходит. Изучается история безумия, связь безумия, власти, творчества, смерти - главных сил, которые формируют политику Я и политику переживаний. Здесь можно говорить о культурной политике переживаний – что нам разрешено переживать, а что – запрещено в силу устройства нашего мира и в силу того, что оно понятийно нормировано. Есть устойчивые стереотипы, которые мы защищаем и к которым мы неосознанно привязаны. Работа на конкретном материале по расширению диапазона восприятия может далее открыть людей духовным традициям. Для каждого человека они могут быть свои. Несколько крупных мировых традиций, таких как Адвайта, буддизм, Дзогчен, серьезно занимались восприятием, и дальнейшие шаги по освобождению восприятия можно делать в рамках одной из этих традиций. В рамках социально обусловленного трансперсонального тренинга вряд ли можно сделать что-то еще, ввиду колоссального сопротивления обычных представлений и защитных реакций. Необходима очень высокая познавательная мотивация и страсть к освобождению. Однако и полученное интеллектуальное понимание и расширенный опыт восприятия, делают получивших их, более адаптированными и сведущими в общепринятой реальности.

Избранная библиография:
1. В.В. Козлов, В.В. Майков. Основы трансперсональной психологии, М. ТПИ, 2000.
2. Холотропное дыхание: теория, практика, исследование, клиническое применение. М., ТПИ, 2001, под ред. В.В. Козлова и В.В. Майкова
3. Свыше 30 статей по различным аспектам трансперсонального подхода в различных изданиях.

© 2003 mail home
Используются технологии uCoz